Получи документы

Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина

Замира Лукина
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина

Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина.

Яков Аким, советский детский поэт, говорил: «… страна, где люди с малых лет так любят и понимают родную поэзию, справится со всеми трудностями, сбережет и приумножит великую свою культуру!».

Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений в воспитании детей – через красоту поэзии найти путь к доброму сердцу ребенка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал. Роль поэзии в жизни ребенка очень важна. Она помогает настроить душу на восприятие высоких чувств. Стремление к поэзии у детей возникает очень рано. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Их тянет к поэзии подсознательно, но потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если педагог и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда новомодные гаджеты вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую.

Публикация «Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина» размещена в разделах

Мы считаем, что знакомство детей с поэзией Сергея Есенина – прекрасное средство в решении задачи возвращения, в том числе в семью, интереса к поэзии.

Сергей Есенин - любимый русским народом поэт. Его справедливо называют душой и сердцем нашей России. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна. Стихи Сергея Есенина согреты каким-то внутренним теплом, которое необходимо дошкольнику. Они помогают детям познавать окружающий мир и самих себя.

Актуальность темы состоит в необходимости новых подходов к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией Сергея Есенина.

Для чтения и заучивания наизусть детьми мы подобрали несколько ранних стихов поэта: «Береза», «С добрым утром!», «Черемуха», «Пороша», «Поет зима - аукает…». В них главной темой является природа и человек. С детьми мы читаем, проводим беседы по теме стихотворения, рассматриваем картины (И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», И. Левитан «Золотая осень», Е. Волкова «Поздняя осень», декламируем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, красоты стихотворения. В дальнейшем мы используем виртуальные экскурсии в мир поэзии Сергея Есенина, применяя ИКТ. Это позволяет нам удерживать интерес дошкольников и идти в ногу со временем. Подготавливая визуальный ряд в виде презентаций, мы вставляем видеоролики чтения стихов Сергея Есенина под музыку, записанные нами самостоятельно. И когда дети слышат и видят, как стихи поэта с экрана читают их воспитатели, восприятие заметно усиливается. Воспринимая произведение на слух, дети сталкиваются с уже озвученным содержанием и озвученной формой, и, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику педагога, проникают в суть произведения.

В целях пробуждения интереса к творчеству великого земляка внутри семьи, родители наших воспитанников дома тоже записывают видеоролик для наших презентаций. В них они читают стихотворение Сергея Есенина, которое мы заучиваем с детьми в детском саду. Это прочтение отличает яркое эмоциональное начало, стремление передать образность есенинского стиха, которое позволяет ребенку наглядно увидеть и услышать отношение их родителей к есенинской поэзии. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства. Чтобы сформировать у детей интерес к прекрасному, надо самим взрослым понимать и ценить это прекрасное. Если взрослый знает и любит творческое наследие Сергея Есенина, читает его стихи, то он сумеет сделать творчество поэта близким и дорогим для своего ребенка.

Начиная знакомить детей с поэзией Сергея Есенина, сначала мы решаем задачу запоминания стихотворения, а потом – выразительного исполнения. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, мы применяем мнемотехнику. Метод мнемотехники уже давно используется педагогами многих дошкольных учреждений. В нашей работе мы не только даем детям готовые мнемосхемы, но и составляем их вместе. Дети предлагают свои варианты обозначения слов, словосочетаний и сами делают зарисовки на подготовленных листах. У ребят появляется усиленный интерес к стихам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями. Даже самые стеснительные дети проявляют инициативу и желание рассказывать стихи.

Рассмотрим пример заучивания стихотворения Сергея Есенина «Белая береза»

После прочтения и беседы о стихотворении, мы начинаем зарисовку мнемосхемы. Детям дается лист, разделенный на шестнадцать прямоугольников, каждый соответствует строчке из стихотворения. Далее, проговаривая каждую строчку, спрашиваем у детей, как ее можно зарисовать. Выслушиваем их варианты, помогаем им, если затрудняются, и совместно выполняем рисунок. Мнемотаблицу рисуем в два этапа, по два четверостишья. Когда мнемотаблица полностью готова, мы даем возможность взять их домой, чтобы рассказать стихотворение родителям.

Таким образом, мнемосхемы позволяют развивать не только слуховую, но и зрительную память ребенка, а также ускоряют процесс запоминания.

Много интересного, удивительного и необычного способно открыть творчество Сергея Есенина детям и даже взрослым. На поэтических вечерах, «музыкальных гостиных», посвященных жизни и творчеству великого русского поэта, родители наших воспитанников вместе с детьми читают стихи, исполняют песни на стихи Сергея Есенина, танцуют и играют в народные игры. Необычное, музыкально-поэтическое, театрализованное действо помогает не только научить детей чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений, но и способствует развитию актерского мастерства и, самое главное создает радостный эмоциональный настрой.

На одном из таких вечеров у нас с успехом проходил конкурс чтецов, в котором приняли участие и воспитанники нашей группы, и их родители. Дети с огромным удовольствием читали стихи сами и с интересом слушали, как читают их родители. Цель этого конкурса была не показать, кто больше знает стихов, а просто предоставить всем возможность послушать, как великий поэт говорит о своей любви к Родине и ко всему, что его окружало. Такие литературные досуги способствуют обогащению духовного мира каждого ребёнка. Затем мы торжественно подвели итоги: юные чтецы и их родители были награждены дипломами участников. Но были, конечно, и победители, которые получили в подарок сборник стихов Сергея Есенина.

Есенинская лирика помогает детям осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отражению своих впечатлений в рисунке. После проведения совместных «есенинских вечеров», дети с родителями дома рисуют картинку по наиболее понравившемуся стихотворению, а в группе мы с ними оформляем из этих работ рукописную книгу.

Эта творческая работа представляется увлекательной для педагогов, детей и их родителей. Впечатления, полученные детьми на мероприятиях, остаются яркими, запоминающимися, и первое знакомство с поэзией Сергея Есенина откладывается в памяти ребенка, а не проходит бесследно.

Примечательно, что наша работа способна объединить семьи общим глубоким увлечением, призвана сохранить и укрепить узы между людьми, живущими под тем же небом, что и великий русский поэт.

Поэзия Есенина проникает в различные сферы нашей деятельности. Встречаясь утром в группе, мы с детьми вспоминаем стихотворение «С добрым утром!». Выходя на прогулку, наблюдаем, как «шелестят зеленые сережки» у березы. Зимой - любуемся красотой «белой березы», которая «принакрылась

снегом, точно серебром». Наблюдая за птицами в зимний период, нельзя не вспомнить строки «озябли пташки малые, голодные, усталые». С наступлением весны вдыхаем аромат «душистой черемухи», которая расцветает вместе со всей окружающей природой. И стихи нашего любимого поэта оживают вновь и вновь!

Остается добавить, что имя и творчество Сергея Есенина известно и любимо нашими воспитанниками. Когда они видят портрет Есенина или слышат знакомое стихотворение поэта, дети с гордостью рассказывают о том, что знаменитый русский поэт Сергей Есенин их земляк и читают разученные в детском саду его стихи. И мы верим, что став взрослыми, наши дети останутся большими почитателями поэзии Сергея Есенина и пронесут это чувство через всю свою жизнь.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалковаФотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалкова Недавно, в марте, в нашем детском саду мы провели конкурс чтецов, посвященный дню рождения Сергею Михалкову. В этом году 13 марта ему исполнилось.

Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки»Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки» Одна из важнейших задач воспитания – через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство раскрыть творческий потенциал детей.

Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы)Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы) Что такое игры на знакомство? Это такой вид игровой деятельности, который направлен на создание благоприятной обстановки в группе детей,.

Краткая биография Сергея Есенина для детей дошкольного возраста Краткая биография Сергея Есенина, интересные для детей факты жизни и творчества Сергея Есенина На мольберте стоит портрет Сергея Есенина.

Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме»Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме» Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из.

НОД «Первый снег» по произведению Сергея ГородецкогоНОД «Первый снег» по произведению Сергея Городецкого Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Первый снег» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая.

Новогодняя инсценировка для старших дошкольников Инсценировка «Новогодний спор» Дело было в декабре, на хозяйском на дворе. Действующие лица: Петух, Свинка, Коза, Собака, Лошадь, Бык (это.

Опыты для старших дошкольниковОпыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Прогулка зимой у старших дошкольниковПрогулка зимой у старших дошкольников Как писал один из классиков русской литературы «Зима недаром злится, прошла ее пора…» А ведь кажется, совсем еще недавно все радовались.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина
Опубликовано: 4 августа 2020 в 16:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД