МААМ-картинки

Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

Екатерина Артемова
Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и

гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Детальный анализ истории возникновения научных подходов к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста показал, что первые упоминания об этих нарушениях появились в специальной литературе в середине XIX века.

Публикация «Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

О. И. Политик в своем научном исследовании «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» рассматривает этимологию данного понятия, автор утверждает, что это своего рода дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга, которая проявляется в трудности концентрации и поддержания внимания, нарушении обучения и памяти, а также сложностями обработки информации и стимулов.

Необходимо отметить тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (гиперкинетическое расстройство, чаще всего наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста. Оно характеризуется патологически низкими показателями развития психических процессов (внимание, память, слабость мыслительных процессов в целом при нормальном уровне сформированности интеллекта).

роизвольная регуляция у данной категории детей развита слабо, работоспособность на занятиях соответственно, низкая, утомляемость существенно повышена. Также психологи отмечают у детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно наблюдать следующие отклонения в поведении: существенная двигательная расторможенность, значительная повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, негативизм, агрессивность. При начале систематического обучения таких дошкольников возникают трудности в освоении письма, чтения и счета, отставание в развитии социальных навыков, в дальнейшем школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

В. Д. Трошин, О. В. Халецкая пишут о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся признаки заболевания: гиперактивность, невнимательность, статикомоторная недостаточность.

Анализ научных исследований, выполненных в разные годы позволил выделить ряд причины возникновения синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Таким образом анализ исследований по вопросам причин возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью показал, что в большинстве случаев причиной данного нарушения является наследственная предрасположенность, отягощённая неблагоприятным акушерским анамнезом.

Далее рассмотрим клинические признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В. П. Добридень, Ю. С. Шевченко в своем исследовании «Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС)» выделили три основных блока проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью : гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Г. С. Абрамова пишет о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей с первых дней жизни (малыши плохо и мало спят, легко возбуждаются, громко плачут, стараются любыми способами стянуть с себя одежду, излишне чувствительны к внешним раздражителям, могут страдать рвотными реакциями).

И. П. Брязгунов, В. Р. Кучма в своем пособии «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)» пишут о том, что «гиперактивность» имеет следующие признаки: ребенок излишне суетлив, не может спокойно сидеть на месте, беспричинно двигает кистями рук, двигательная активность ребёнка не имеет определенной цели, ребенок не может играть в тихие игры; «невнимательность» подразумевает: дошкольник не может сосредоточить свое внимание на выполнении определенного задания, не вслушивается в обращенную к нему речь, не доводит начатое дело до конца, испытывает большие трудности при организации собственных видов деятельности, избегает заданий, которые требуют усилий, ребенок часто теряет свои вещи, отвлекается на посторонние детали; «импульсивность» выражается в том, что ребенок не дослушивает вопрос до конца выкрикивает ответы, мешает другим детям при выполнении заданий, в играх не может дождаться своей очереди и др.

Н. Н. Заваденко в своей статье «Как понять ребё нка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания» утверждает, что к подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев у ребенка исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность при выполнении некоторых действий (т. е. ребенок может выполнять какие-то задания в течении 5-15 минут, затем необходимо ему дать возможность передохнуть, затем он сможет продолжить выполнять задания).

Перечисленные нарушения безусловно приводят к возникновению трудностей в освоении счета, чтения, письма, в развитии наблюдается задержка на 1,5–1,7 года.

При работе с детьми с синдром дефицита внимания с гиперактивностью учителю-логопеду необходимо учитывать психологические особенности развития таких детей.

О. В. Халецкая, В. Д. Трошин пришли к выводу, что у детей в 6–7-летнем возрасте с СДВГ чаще всего нарушена слухо-моторная координация, речь, срабатывает кратковременная память, наблюдается повышенная переключаемость с одной деятельности на другую.

А. О. Дробинская указывает, что у детей данной категории можно наблюдать существенные нарушения в сфере познавательных процессов связанные с расстройствами слухового гнозиса, а также наблюдается моторная дискординация, нарушения социальной адаптации, более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в данном возрасте, у детей с СДВГ часто сформирована негативная «Я-концепция».

Н. Н. Заваденко в своем пособии «Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте» пишет о том, что умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется ближе к 7 годам. У девочек кроме того снижен уровень словесно-логического мышления.

Наблюдения за детьми с СДВГ помогли И. П. Брязгунову, Е. В. Касатиковой прийти к следующему выводу: у детей данной категории часто встречается задержка речевого развития, замедленная речь или наоборот, излишне быстрая, наблюдается нарушение звукопроизношения, ограниченность словаря, нарушение лексико-грамматических конструкций, иногда у таких детей можно констатировать заикание, а также их эмоциональное развитие отстает от нормальных показателей данной возрастной группы.

Н. Н. Заваденко указывает на импульсивность детей с СДВГ, что может проявляться в неряшливом выполнении каких-либо заданий, в несдержанности речевого потока, поступках, в процессе игр.

Таким образом, мы можем констатировать, что у старших дошкольников с СДВГ значительно снижена произвольность собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, что обусловило снижение и незрелость формирования следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Далее рассмотрим исследования, посвященные лечению и коррекции детей с

СДВГ.

Таким образом, в данном параграфе представлено теоретическое обоснование научных подходов к понятию «сидром дефицита внимания с гиперактивностью» : взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на этиологию, механизмы развития СДВГ. В параграфе описаны клинические признаки, психологические особенности, лечение, методики, которые могут использоваться при коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста. Анализ исследований доказал, что в работе с детьми необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5 14.2.

2. Бадалян Л. О. Невропатология. М. : Просвещение, 2010,

3. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 2014,

4. Денисова О. П. Психология и педагогика. – М. : Флинта, 2011,

5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 2003,

6. Петрухин А. С. Детская неврология: учебник: в двух томах М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012,

7. Политик О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб., 2005,

8. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении СПб: ГП ИМАТОН, 2005.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Маленькие научные астронавты»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Маленькие научные астронавты» В игровой форме дети получают и закрепляют знания о Солнце, Луне. Игра направлена на развитие познавательного интереса дошкольников к.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 11:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД