Приложение МААМ

Комплексное занятие в старшей группе: «Назад в будущее»

Надежда Шкилева
Комплексное занятие в старшей группе: «Назад в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы

Старшая группа

"Назад в будущее "

Воспитатель: Шкилева Н. Н.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

• учить детей ориентироваться в природной среде обитания используя краеведческий принцип образования дошкольников;

• приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.

Воспитательные:

• зажечь искорку любви и интереса к жизни своего народа в разное историческое время, к его истории, природе, к возрождению национальной культуры России;

• воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважения к семейным традициям;

Публикация «Комплексное занятие в старшей группе: „Назад в будущее“» размещена в разделах

• формировать чувство толерантности – уважения к другим народам, их традициям;

Развивающие:

• Развивать у дошкольников интеллект, образно – наглядное мышление, творческие способности, навыки взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа:

Разучивание народной игры, песен; знакомство с русским бытом; национальным костюмом; жизнью русского народа; праздниками; заучивание загадок; словарная работа – коляда, жито, кочеток, заваленка, гончар; и т. д.

Ход занятия.

Воспитатель:

Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли хватило места? Вот и славно! Ребята, я предлагаю вам сегодня вместе со мной отправиться в путешествие. Путешествие по зимним праздникам. Согласны?

А какие зимние праздники вы знаете? Не так давно мы встречали Новый год, Рождество, Крещение. Давным – давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были совсем молодыми. Они очень любили эти праздники и называли их – «Зимние святки».

Как вы думаете, почему – зимние? Святки – это от слова «святой». В этот праздник загадывали желания, просили, чтобы будущий урожай был хорошим.

На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего.

Совсем недавно прошли новогодние праздники и святки. А что же вы желали своим знакомым, родным и близким людям? …. Молодцы, правильно.

А ещё в старину поздравляли не просто словами, а специальными песенками – колядками.

Коляда – праздник Нового года. Значит, колядовать – поздравлять с Новым годом. Хотите послушать песенку – колядку, которой нужно поздравлять родных и друзей с Новогодними праздниками?

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят!

С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Понравилась вам колядка, ребята? А она весёлая? Значит как мы её говорим? (весело, радостно, звонко, празднично). Хотите её выучить? Тогда повторяйте за мной.

Под эту песню ребята ходили по дворам и осыпали хозяев и их дворы житом. А что такое жито? Зерно. Осыпали на счастье, на здоровье, ведь жито – это жизнь,жить.

(Показ воспитателем, как правильно осыпать группу житом).

А теперь, ребята давайте вместе споём колядку. А кто хочет покалядовать сам?

(колядуют дети) Колядовщики за свои песни просили угощений. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто колбасу. К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «Козули». Сейчас мы с вами сделаем такое печенье, только оно не съедобное – из солёного теста. Посмотрите, как можно лепить.

Проводится лепка печенья «Козули».

Вовремя лепки воспитатель знакомит детей с русскими пословицами и поговорками о труде и трудолюбии:

• Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Не одежда красит человека, а добрые дела.

• Не говори, что делал, а говори, что сделал.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• Жизнь дана на добрые дела.

Ребята, а ещё на святки парни и девчата играли в народные игры. А вы хотите поиграть?

Проводится русская народная игра «Горшки»

Выбираются 2 водящих: "продавец" и "покупатель". Дети садятся в круг на коленки. Это "горшки". Под русскую народную мелодию "Из-под дуба" "покупатель" и "продавец" идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:

— Почем горшки?

— По денежке!

— А не дырявые?

— Сам попробуй!

«Покупатель" идет по кругу, выбирая «горшок". "Продавец" идет позади, уговаривая его: "Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь!" и т. п.

Когда "покупатель", наконец, выбрал "горшок", он останавливается и говорит: "Вот этот беру!". Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до "горшка", становится "продавцом", а "горшок" — "покупателем". Проигравший садится в круг, он "горшок".

После шумного, весёлого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку, съедали всё, чем их одаривали. Очень любили устраивать посиделки, да друг другу загадывать загадки:

Дети: 1. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род –

На охоту вышел кот.

(Кот)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

3. Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

4. В синем небе светляки,

Не дотянешь к ним руки.

Один большой светляк

Загнулся как червяк.

(звезды, месяц)

Последний день зимних святок – Крещение. В этот в храмах освещают воду. У меня тоже есть для вас освещённая вода. Окраплю я святой водой группу, да и всех вас на счастье, на здоровье на добрую волю. В народе существует много примет, связанных с этим днём:

• На Крещение день тёплый – хлеб будет тёмный (житний,ржаной).

• Снег хлопьями – быть урожаю.

• Ясный день – к не урожаю.

Запомните: в Крещенскую ночь перед утром, небо открывается: какое желание загадается, то и сбудется.

А ещё в эти праздничные дни проводили гадания. А вы знаете, как можно гадать?

Я беру чашку, наливаю святую воду. Давайте же, девочки, свои заколки, колечки, резинки, заколки и брошки. Кто хочет погадать на свою судьбу?

Воспитатель собирает колечки и т. д.

Я теперь воду заговаривать буду:

Ты, вода, не шуми,

Не блюди,не грими,

Через край не лейся,

А как есть Новолетье держи,

О грядущем скажи.

(Проводится подблюдное гадание)

• Саночки – самокаточки, Куда поглядят,

Туда и покатят. Кому скажем тому добро (К дороге)

(О чём ты мечтаешь? Где бы ты хотела побывать)

• За рекой мужики живут богатые.

Гребут деньги лопатою. (К богадству)

(Как ты думаешь, что это значит? Богатство – это когда много друзей и всё в семье у тебя здорово).

• Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток да жемчуженку. (К счастью)

(А как ты думаешь, что значит быть счастливым? Это когда все твои родные и друзья веселы, здоровы и счастливы).

Ребята, так по каким же праздникам мы сегодня путешествовали?

Чем же занимались на Руси во время зимних святок?

Хотите ещё раз покалядовать? А я вас угощу.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплексное занятие в старшей группе: «Назад в будущее»
Опубликовано: 18 июля 2012 в 19:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие в старшей группе: «Назад в будущее»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шкилева (УИ 8061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД