Татьяна Етмишева
Неделя психологии «Права детей для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя психологии, посвящённая защите прав ребёнка
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дороге умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Публикация «Неделя психологии „Права детей для детей“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от нас взрослых.
Ребенок верит в любовь, силу, добро взрослых. Он еще не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы.
Защита прав – одна из главных проблем государства и общества в целом. Особое место в понимании прав человека занимают права ребёнка. Дети – будущее нашей планеты. От степени их защищённости зависит успех формирования гражданского общества.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Задача детского сада в этих условиях – построение единой системы по защите прав ребёнка, включающей в себя работу с педагогами, с семьёй и ознакомление детей с их правами. Хорошо, если уже в раннем детстве ребёнок почувствует и осознает себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы. Ребёнок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живёт, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – она "подчиняется" требованиям этих законов. Одним из направлений работы педагога-психолога ДОУ по реализации прав ребёнка является психопрофилактика, включающая в себя знакомство дошкольников с их правами, правовое просвещение родителей, повышение правовой культуры педагогов. Для реализации этой задачи в МДОУ детский сад "Белый медвежонок" была проведена "Неделя психологии".
Общим названием недели мы выбрали “ Права детей для детей”. Нам хотелось, через запланированные мероприятия решить следующие задачи:
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
В подготовке к “Неделе психологии” были задействованы сами ребята, мы их назвали агитбригада "Юные борцы за права детей". Ребята учили частушки и стихи о правах, репетировали сценки-миниатюры.
При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов, которые сами же для себя и назвали главными:
неделя должна быть целостной и законченной, то есть психологически очерченными начало и конец, основную идею и девиз;
каждый день плавно должен перетекать в следующий;
необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым;
каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;
события недели должны охватывать как можно больше детей и взрослых;
мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговорённым с педагогами и администрацией.
Мы изначально планировали неделю психологии так, чтобы были задействованы все участники образовательного процесса. Для этого были использованы не только центральные мероприятия дня, но и сквозные формы работы в виде рекомендаций, выступлений агитбригады, папок-ширм, стенгазет.
Мы постарались, чтобы дети и взрослые, входя в детский сад, почувствовали необычную атмосферу начала психологической недели. В холле ребят, педагогов, родителей встречали красочные стенды, извещающие о том, что будет происходить в тот или иной день.
На протяжении всей недели мы проводили игру “Разноцветное настроение”. Нам хотелось создать условия для осознания детьми и взрослыми своего настроения и его влияния на настроение друг друга, возбудить интерес к самому себе и другому, к работе психолога. Утром взрослых и детей встречал плакат – “Какого цвета твое настроение сейчас?” и психолог предлагала определить цвет настроения, нарисовав фломастером любой значок в облаке (второй вариант – в цветке). Интересно, что никто не испытывал трудности, когда его просили “раскрасить свое настроение”. Само участие в акции “Разноцветное настроение” сопровождалось сначала удивлением, а потом улыбкой и готовностью к выполнению задания. Результат игры - исследование настроения, представленное в диаграммах. Оказалось, что настроение наших ребят – красное (в этом мы видим активность ребят, оптимистичность и целеустремленность) и сине-черное, что говорит о повышенной ранимости и чувствительности. Настроение взрослых оказалось жёлто-зелёным, что говорит о стремлении к общению и оптимизме.
Каждый день мы старались сделать ярким и необычным. Свой девиз, плакат, определённая задача отличали один день от другого.
Так, первый день назывался "О правах играя". Целью этого дня было дать детям общее представление об их правах. В этот день состоялось торжественное открытие "Недели психологии", на котором мы познакомили детей и взрослых с предстоящими мероприятиями.
Второй день назывался “Я, моё имя и моя семья” и был посвящён праву ребёнка на имя, на жизнь, на семью. Организуя мероприятия этого дня, мы ставили перед собой задачу развивать у детей внимание к самим себе, осознание себя полноправными членами семьи. Центральным мероприятием этого дня стала презентация "Древа жизни" Жени Михайловой.
Вечером для родителей выступила агитбригада с правовыми частушками.
Третий день – "В здоровом теле – здоровый дух", был посвящён праву детей на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь. В этот день мы организовали развлечение "Чистота – залог здоровья", на котором познакомили детей с основными правилами здорового образа жизни. Для педагогов состоялся практикум "Как сохранить своё здоровье", для родителей были выставлены папки-ширмы с информацией по темам: "Курение и нарушение прав ребёнка", "Здоровый малыш".
Четвёртый день получил название "Я и другие я" (право на жизнь в соответствии со своей культурой, религией, языком, на защиту от дискриминации.). В этот день мы постарались дать детям понятие об индивидуальных особенностях людей, развивать способность адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих, воспитывать доброжелательное отношение к людям, развивать теплые отношения к ближним людям, сверстникам. В этот день со стихами о правах выступила агитбригада, для педагогов была проведена деловая игра "Тест на толерантность"
В последний день мы подводили итоги, закрепляли общее представление о правах. Для этого мы организовали турнир знатоков права "Мама, папа, я – правовая семья", провели итоговые занятия. Завершился день праздником закрытия "Недели психологии" "Город счастья", на котором мы вручили детям дипломы участников "Недели" и сладкие призы.
Анкетирование, проведённое в последний день недели, показало, что дети и взрослые признали неделю психологии удачной, запоминающейся и необходимой.