Ольга Николаевна Захарова
Мастер-класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейрогимнастика для детей и взрослых
(мастер-класс для педагогов)
Цель: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – нейрогимнастикой.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нейрогимнастика для детей и взрослых“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Категория слушателей: педагоги ДОУ, учителя-логопеды.
Оборудование: презентация, нейропрописи, кинезиомешочки, памятки с упражнениями.
Ход мастер класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Перед тем как начать свой мастер класс я предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в весенний лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и разнообразных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Вы слышите пение птиц, шорох травы. Почувствуйте запахи: ветер доносит запахи весенних цветов, свежей листвы, аромат сосновых шишек. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из маленького путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер класс «Нейрогимнастика для детей и педагогов». Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод нейрогимнастики мозга. Что же такое нейрогимнастика и чем она полезна для нашего здоровья? Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Хочу поделиться с вами интересной информацией. Лауреат Нобелевской премии Р. Сперри однажды рискнул и в лечебных целях рассек межполушарные связи у больных эпилепсией и обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два совершенно различных мозга, и не всегда понимают друг друга. В связи с этим можно говорить о разной организации интеллектуальных процессов у людей с разным ведущим полушарием:
Давайте и мы с вами определим, какая же рука у вас ведущая. Определение ведущей руки
Переплетение пальцев рук: у правшей сверху оказывается большой палец правой руки. При стертом левшестве левая рука играет более активную роль, и большой палец левой руки оказывается сверху. Реальная дифференцировочная способность этой пробы невысока. Проба на прогибание кистей: при сильном напряжении обоих кистей, сложенных вместе, кисть более слабой руки прогибается больше. «Поза Наполеона»: ведущей считается та рука, кисть которой первой оказывается на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. При скрещивании рук на груди у испытуемого со стертым левшеством левая рука оказывается сверху. Имитация аплодисментов: более активно исполняет движение ведущая рука (ударные движения, неведущая оказывается снизу. Пожатие руки в приветствии: при прочих равных условиях в приветствии протягивается (прикладывается к шляпе, помахивает) ведущая рука. Завод часов: при исполнении данного действия неведущая рука держит часы, а ведущая заводит, то есть выполняет активные точно дозированные движения.
Причесывание: предлагают причесаться, взяв лежащую перед ним на столе расческу. Действие обычно выполняет ведущая рука.
Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика.
Нейрогимнастика является образовательной кинезиологией. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Нейрогимнастика влияет на:
• Развитие мелкой и крупной моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие мышления.
• Развитие речи.
Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Благодаря нейроупражнениям ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. А ещё у детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, они смогут «рассказывать руками» целые истории. И тогда, в качестве продукта совместной деятельности выступает сказка, которую можно сочинить вместе с детьми на основе той сказки, которую они знают.
Можно рассказать сказку и с помощью кинезиомешочков. Кинезиомешочки («живые мешочки») – инструмент, который используется в системе нейропсихологической коррекции детей и нейропсихологической реабилитации взрослых в комплексе с другими методиками. Практически это тканевый мешочек с наполнителем (весом 150 гр. - 200 гр., наполненный на 2/3. Для изготовления таких мешочков нам понадобятся: тканевые мешочки размером 10 *10 сантиметров и наполнитель (кварцевый песок, рис, гречневая крупа, пшено).
Кинезиомешочки способствуют комплексному развитию детей: • Регуляторная сфера: формирование программ действий, удержание задания в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
• Сенсомоторная сфера: зрительно-моторной координации (рука-глаз, ловкости, точности движений, улучшение работы вестибулярного аппарата, автоматизация устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
• Когнитивная сфера: памяти, речи, восприятия, мышления.
• Зрительная система: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.
• Слуховая система: улучшение восприятия, формирование чувства ритма, правильность исполнения движений.
• Мышечная система: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки. Рассказывать сказки с помощью кинезиомешочков нужно стоя. Все действия с кинезиомешочками показываются детям и проговаривается сказка, которую дети знают. И в заключение маленький совет, который я даю детям после каждого занятия: мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!