Алла Тимошенко
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Кто и как измеряет время. Разные виды часов».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию „Кто и как измеряет время, Разные виды часов“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Закреплять умение ориентироваться во времени по часам, закреплять и расширять знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Закреплять знания дошкольников о последовательности дней недели,месяцев, времен года. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Обогащать словарь за счет слов часовщик, циферблат, солнечные,песочные, огненные.
Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование: модель цветок-годовик, кусочки хлеба, картинки из пособия «части суток» ,мяч, письмо –приглашение, шляпа, модель часов,живые часы (петух-игрушка) модель деревни, модель водяных, огненных, солнечных, песочных часов, иллюстрации механических часов, волшебное покрывало, цифры от 1-12 для игры,часы.
Ход НОД
I. Орг. момент
Игровая мотивация
Кто день не спит?
И ночь не спит,
А все стучит, стучит?
И стук у них все в такт да в такт-
Тик-так, тик-так (часы).
Ситуативный разговор
Где расположены часы в группе (мини- музей)
Какие здесь часы, чем они похожи? Зачем людям нужны часы?
Часы это специальный прибор, который нужен чтобы измерять время. Что вы знаете о времени? (время движется в одну сторону, у него нет начала и конца, оно не может вернутся назад).
Время было всегда, нас не было, а время бежало вперед. Слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя», повторите, что вы слышите в этом слове? А слышится нам 2 слова время и вертемя. Время вертится, движется, бежит. Прошли о дни сутки, другие, третьи, четвертые, пятые, шестые, седьмые. Что это значит? (прошла неделя). А сколько дней в недели?
II.Основная часть
Словесная игра «Назови соседей»
Число 7 наши предки считали волшебным, счастливым, поэтому объединили в неделю 7 дней, чтобы счастливое число всегда было с нами Вспомните название сказок где встречаем число 7?
4 недели объединяются в месяцы. Сколько месяцев в году? Сколько времен года сменяется за год? Какое время года сейчас на улице наступило?
Игра собери «цветок – годовик»(возьмите по лепестку и называя месяц соберите цветок-годовик).
Скажите, а время следы оставляет? Попробуем их поискать. Ребята, вы же были маленькими? Я тоже была маленькая,но время прошло, да я стала взрослая, а с вами что произошло? вы тоже выросли. Вспомните как мы сажали весной семена цветов, поливали их. Что было потом.? Появились росточки,пришло лето он зацвел. Прошло время наступила осень, что случилось с цветочком? Где же он теперь? Время прошло. Сажали весной потом было лето, осень. Посмотрите этот кусочек хлеба я купила сегодня,потрогайте его. Какой он? А второй я купила 7 дней назад в прошлый понедельник. Что с ним произошло? (подсох стал сухариком). Значит время оставляет свои следы А время можно посчитать? Что мы считаем,говоря о времени? (секунды, минуты часы, дни, месяцы). Это все частички времени. Из каких частей состоят сутки? Зачем нам их знать? (соблюдать режим дня). Что происходит когда кончаются одни сутки?
Из каких частей состоят сутки? Что происходит когда заканчиваются одни сутки.
Д /и «Что сначала, что потом» (дети расставляют иллюстрации по частям суток).
Физминутка.
Рано утром солнышко всходит высоко
Вечером заходит глубоко,
Днем путешествует по небу.
Гладит ласково листочки и цветы.
Золотит нам щечки и носы.
День прошел и с неба на покой
Солнце шар садится за горой.
Игра-ситуация
Послушайте как стало тихо в группе даже не слышно тиканье часов. А часы почему-то остановились, что же произошло. А что же будет, если все часы остановятся?
Сегодня я получила письмо, прочитаем его.
«Ребята, приглашаю вас совершить путешествие в прошлое часов. Часовщик»
Кто такой часовщик?
Ребята. Я кажется догадываюсь так вот почему наши часы остановились. Хотите узнать как люди жили давным – давно когда часов еще не было, как они измеряли время, для этого отправимся в гости к часовщику. «1-2-3 в прошлое загляни» (воспитатель одевается часовщиком)
Я – часовщик и мы с вами в прошлом часов.
А мы оказались в деревне, только где же часы? Раньше в деревне люди узнавали время по живым часам.
Какие это живые часы, где они? В деревне есть часы, громкие, они живые, ходят без завода, птичьего они рода.
Кто по утрам будит людей? Как он кричит по утрам? Кто про петушка помнит стихотворение, расскажите?
А точное время можно по таким часам определить?
А если он ночью с жердочки упадет и закричит во все горло, или испугается лисы?
Люди всегда хотели как можно точнее измерить время и решили придумать другие часы.
«Лаборатория времени»
Давным- давно люди узнавали время по солнцу. Встало солнце пора вставать. И так до самого вечера пока не зайдет. Человек заметил солнце по небу идет, а тень от дерева за солнцем тянется, по земле движется. Так солнце подсказало, что можно сделать солнечные часы. Это были первые часы. (показ. картинку). Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась-1 часу. Солнце вставало и тень от столба медленно двигалась по кругу. Это были Солнечные часы.
Удобны ли такие часы? (всегда нужно к ним бежать чтобы узнать время). В пасмурный день время не определишь –нет тени.
Им на смену пришли Водяные часы. Вода по капля переливалась из одного сосуда в другой,и по тому, сколько воды вытекало по делениям определяли сколько времени прошло.
Эти часы показывали время днем, ночью, пасмурным днем?
Удобны ли эти часы (доливать воду нужно).Потом человек придумал Огненные часы.
Свечку разрисовали полосками-делениями. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают и полоски. Сколько полосок исчезло, столько времени прошло.
А где часы могли работать? (в доме где нет ветра).
Они были опасны почему? (пожар).
Потом придумал человек Песочные часы. 2 стеклянных сосуда соединены в месте,внутри песок. Когда часы работают песок из верхнего сосуда пересыпается в нижний. Песок пересыпался, время прошло. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
Удобны ли такие часы? (надо переворачивать).Песочными часами до сих пор пользуются врачи, назначая процедуры. Часы рассчитаны на 1мин, 3 мин,5мин. 1мин – это много или мало?
Игра-опыт: Молчанка (дети молчат 1 мин).
Со временем люди придумали новые приборы для измерения времени (появляются механические часы). Внутри была пружинка, колесики. Колесики вертелись, и стрелки двигались и показывали время. Часы стали необходимы каждому. Существует много разных видов часов.
Рассматривание иллюстраций часов.
Игра с мячом «Какие бывают часы»
В каких электроприборах есть часы? Что есть общего у часов?
Дидактическая игра : «Ходят стрелочки по кругу».
Ваше время истекло! Ваше время истекло! (голос за ширмой).
Ребята, вам пора возвращаться в детский сад, а мне заняться ремонтом часов. 1-2-3-4-5 в сад вернемся мы опять.
III. Итог.
Вот мы и вернулись в детский сад. У кого мы побывали в гостях? Что нового вы узнали? Посмотрите, наши часы снова тикают, отсчитывают время, видимо не зря они остановились.
Ведут часы секундам счет,
ведут минутам счет,
часы того не подведут,
кто время бережет.
Недаром часам дано волшебное слово Тик -Так, что напоминает стук сердца, и это важно, как сердце отвечают часы за ритмы нашей жизни.