Получи документы

Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни)

Людмила Майраслова
Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни)
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность — рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни)» размещена в разделах

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т. д.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Выбор однородных предметов

по цвету из четырех предложенных

Дидактическая задача. Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Материал. Палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.

Руководство. Рассмотреть предметы, найти в доске отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичные действия проводятся с предметами другой формы.

После того как все дети по двое выполнят задание на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры: две доски, составленные продольными сторонами, и соответствующее количество вкладышей трех-четырех форм.

Дети размещаются за столом так же, как и на предшествующем занятии. Более умелого ребенка объединяют с тем, кто испытывает затруднения. Педагог стремится к тому, чтобы оба ребенка были активны и самостоятельны.

По мере выполнения заданий детьми воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает доски по часовой стрелке на 90 градусов и предлагает выполнить задание с другим сочетанием форм. Так, если сначала один- из детей размешал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток на 90 градусов он выполняет задание с объектами круглой и треугольной формы, при очередном повороте этот ребенок действует с треугольными и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте он размещает овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

В ходе занятия дети могут выполнять задание двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе пяти предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает пять предметов другой формы и также размещает их в гнездах. В этом случае форму объекта соотносят с отверстиями лишь один раз, затем как бы автоматически, без сравнивания каждого вкладыша с соответствующим гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и размещают их в отверстиях.

Более сложный способ — это обследование сенсорных свойств и качеств каждого предмета при размещении их в соответствующих гнездах. С ним справляются лишь некоторые дети.

Занятие длится 10—12 минут, проводится с детьми один раз.

Сделаем куклам бусы

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Материал. Деревянные или глиняные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра.

Руководство. Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой, в черном платье ставится кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.

Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и нитки (шнурки) разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает воспитанникам помочь куклам.

Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки

одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. При

этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу

выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети

выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнуры и

предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура

следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не

соскакивали.

В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает найти ту куклу, для которой малыш сделал бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова «такая бусинка», «такого же цвета».

Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?» «Правильно, белого». Показывая на рядом сидящую куклу, взрослый сам называет цвет ее платья: «А у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.

Затем воспитатель, показывая на куклу в синем наряде, спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?» Если кто-либо из детей назовет цвет правильно, взрослый хвалит малыша, но от остальных воспитанников не требует точного ответа.

Подобные вопросы воспитатель задает и по поводу куклы в зеленой и желтой одежде. А показывая куклу в оранжевом наряде, он сам нызывает цвет ее одежды: «У этой куклы платье и бусы оранжевого цвета. Такого цвета бывают апельсины и морковка».

Переключая внимание воспитанников на куклу в красной одежде, педагог спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?», поощряет тех, кто правильно ответил, но опять же не требует запоминания названия цвета.

Показав куклу в черном наряде, воспитатель сам называет цвет одежды куклы.

На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более 1,5—2 минут.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за то, что они сделали для кукол бусы, и куклы стали еще красивее.

Игра-занятие длится 10—12 минут, проводится один раз.

Примечание. Шнуры и бусы могут даваться и для самостоятельных игр детей.

Один конец нитки или шнура может быть накрахмален или навощен.

Выкладывание из мозаики на тему

«Домики и флажки»

(попарное размещение цветовых элементов)

Дидактическая задача. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке находятся десять элементов белой и десять элементов красной мозаики. Для усложнения задания в каждую коробку дополнительно кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при его выполнении.

Руководство. Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно выкладывает домик на панели, а флажок — над домиком и приглашает кого-либо из детей подойти к столу, найти в коробке сначала домик и разместить его на панели, а затем флажок Воспитатель просит других детей проверить, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики. Приглашает поочередно найти домик с флажком остальных детей, выясняя таким образом, как воспитанники поняли задачу.

Затем взрослый раздает индивидуальный материал и следит за выполнением задания, обращая внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету, напоминая, что к каждому домику нужен флажок.

Примечание. Некоторые самые младшие или неподготовленные воспитанники нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае педагог берет своей рукой руку ребенка и помогает ему.

Рисование красками по замыслу

Дидактическая задача. Выявить, в какой мере пред-шествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

Материал. Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая, разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

Руководство. Детям показывают краски восьми цветов. Указывая на каждую краску, воспитатель спрашивает, что бывает такого цвета, что можно нарисовать такой краской. Поочередно приглашает малышей к своему столу и спрашивает, что они хотят нарисовать той или иной краской. Если ребенок затрудняется в ответе, не может заранее спланировать свои действия или выразить словами задуманное, то ему предлагается любая понравившаяся краска. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку подобрать бумагу соответствующего цвета. Так, если ребенок хочет рисовать огурцы и берет для этого зеленый лист бумаги, то воспитатель может предложить ребенку серый или белый лист бумаги.

С целью развития у детей творчества, ребят лучше рассаживать по одному, чтобы дети не подражали друг другу. В ходе занятия педагог спрашивает каждого ребенка, что он рисует.

Занятие продолжается 10 – 12 минут. Проводится 1 раз.

Важно создавать детям условия для самостоятельного рисования в свободное время.

Выкладывание мозаики на тему

«Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Руководство. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики — цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка.

Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.

Занятие длится 8—10 минут, проводится один раз.

Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной- бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты — шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик, шарик, кубик».Такой порядок нанизывания диктуется неустойчивостью положения шарика на столе. При нанизывании в обратном порядке шарик может скатиться, упасть со стола, дезорганизуя поведение детей на занятии.

После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздает детям материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически дает словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе предметов и выполнении действий. Как и на предыдущем занятии, фиксирует внимание детей на предварительной подготовке предметов для нанизывания. От воспитанников, которые усвоили принцип чередования, можно не требовать предварительного' выбора и подготовки необходимой пары предметов. Важен конечный результат. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Шарик, кубик, шарик, кубик, снова шарик, кубик» и т. д. Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

В конце игры-занятия педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения всем куклам, собачкам, кошкам и другим персонажам и игрушкам, находящимся в групповой комнате.

Игра-занятие проводится один раз, продолжается 8—10 минут.

Литература:

1. Венгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.

2. Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензити в младенческом возрасте. — В кн. : Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», пособие для воспитателя детского сада, М., 1993.

4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2001.

Публикации по теме:

Игра-развивайка «Найди такой же»Игра-развивайка «Найди такой же» Мастер-класс. Игра развивайка "Найди такой же"На сайте "Страна мастеров" увидела еще одну познавательную игру,и конечно же сразу сделала.

План работы кружка «Разноцветный мир», вторая младшая группа. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА. (Вторая младшая группа) СЕНТЯБРЬ: Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни)
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 23:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию (третий год жизни)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Майраслова (УИ 89457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД