Екатерина Карасева
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (предметное)
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в прошлое театра»
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения театра;
Учить ориентироваться в разных видах кукольного театра;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Путешествие в прошлое театра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Дать знания о том, какие театры можно посетить в нашем городе.
Закрепить умение аккуратно работать ножницами, совершая небольшие надрезы на заготовках.
Совершенствовать умение аккуратно намазывать мелкие детали кистью с клеем.
Развить творческое воображение.
Воспитывать интерес к театральному искусству.
Предварительная работа.
Посещение театральной зоны на веранде, рассматривание различных видов театра.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов театра.
Беседа о том, какие дети знают театральные постановки, посещали ли они норильский Драматический театр.
Беседа о посещении театральных представлений, проходящих в детском саду.
Изготовление заготовок для масок.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: иллюстрации- виды театров; макеты кукольного театра; пальчиковый театр; теневой театр; куклы-марионетки; две маски (трагическая и комедийная) изготовленные из глины;
Раздаточный материал: кисти для клея по количеству детей; подставки для кистей по количеству детей; салфетки бумажные; клеенки по количеству детей; набор цветной бумаги по количеству детей; клей; ножницы по количеству детей; заготовки масок по количеству детей.
Организация учебного пространства:
мольберты
Ход занятия.
Путешествие начинается с рассматривания на мольберте предложенных иллюстраций
- Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие. Мы часто произносим слова «театр», «куклы» и даже не замечаем их. Нам кажется, что предметы, которые мы называем этими словами, были всегда. Но это не так. Все в мире с чего-то начиналось. Так и театр. Раньше его не было, а как он появился, мы сейчас узнаем.
- Посмотрите, как интересно. Сколько разных иллюстраций. Началось все в Древнем Риме. Первые представления проходили в амфитеатре. Места для зрителей ступеньками спускались сверху вниз, а действие происходило внизу на круглой площадке — арене (показывает).
-Чтобы попасть на представление, нужно было получить специальный билет. Участниками представлений были гладиаторы (показывает).
- Кто такие гладиаторы? Это бойцы. Не каждый мог быть гладиатором? Как вы думаете какими качествами они обладали? Какое у них оружие?
….Ответы детей….…
-Гладиаторские бои были жестокими, люди сражались на арене не только между собой, но и с животными, как на этой иллюстрации, поэтому их запретили.
-Но театральное искусство не исчезло, а только начало развиваться и становиться похожим на наши современные театры. Гладиаторов заменили актеры, появилась сцена. Вот актеры. Обратите внимание на их лица. Что вы видите? (Маски.) Маски были необходимы, так как в дальних рядом в амфитеатре было невозможно рассмотреть лица актеров, а яркие маски были хорошо видны.
-Маски одинаковые? (Нет, разные: веселые и грустные.) Правильно, маски были трагическими и комическими.
- Какую маску надевал веселый актер? (Комическую).
- А грустный? (Трагическую).
Артикуляционная гимнастика «У меня чудесный день»
У меня чудесный день,
Улыбаться мне не лень Широкая улыбка
Правда, дождик был с утра,
Огорчил меня слегка. Опускают уголки губ, грустное выражение лица
Но потом пришли друзья,
Стали звать гулять меня Широкая улыбка
Я скорей засобирался,
Но мой шарфик потерялся Грустное выражение
Я другой нашел скорей,
У меня чудесный день. Широко улыбаются
-Продолжим наше путешествие. Позднее появились странствующие театры. Как вы это понимаете?
….Ответы детей…. ….
-Правильно, у них была повозка. Посмотрите, какая она яркая. Как вы думаете, почему? (Чтобы привлекать внимание.)
- В повозке актеры жили и гримировались, наряжались для представлений, сама повозка служила декорацией. А скажите, кто были действующими лицами в странствующем театре? (Люди.)
-Затем появился кукольный театр. Как вы думаете, почему театр назвали кукольным?
….Ответы детей…
-Правильно, главными участниками кукольного театра были куклы. Но куклами тоже управляет человек. Вы знаете этих кукол? Перчаточные куклы. Как они действуют? Кукла надевается на руку человеку, и он ловко руководит ей.
-Обратите внимание на этих кукол, они отличаются. А называются они- куклы-марионетки.
-А действует они так, нитки от кукол привязаны к пальцам человека. Человек работает пальцами — кукла двигается. Это очень не простая работа, нужно быть очень ловким и аккуратным, так как нитки могут легко запутаться.
- Давайте мы сейчас с вами тоже попробуем поуправлять, такой куклой.
Воспитатель достает с мольберта заранее приготовленных кукол и несколько детей по очереди управляют ими.
- Не так-то это просто оказалось.
- Давайте продолжим наше путешествие и вспомним, а какие виды театра существует в наше время? А поможет нам в этом, наша «Театральная гостиная»
Дети рассматривают и называют виды театров из группового театрального уголка : кукольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр из разного материала и т. д.
-А так же давайте вспомним, какие театры есть у нас в городе? (Детский кукольный театр «Артистенок» «Норильский Драматический театр»)
- Там живут удивительные герои, каких героев вы встречали когда ходили на спектакль? Понравилось ли вам, как играют актеры?
- А вы хотели бы превратиться в настоящих актеров, а что же необходимо актёрам. (Костюмы, грим, маски)
-Сейчас мы с вами пройдем за столы, и каждый сделает себе такую маску, какую бы он захотел.
-Перед вами цветная бумага и ножницы, а так же маски которые мы свами приготовили, чтобы украсить. Из цветной бумаги вы можете вырезать украшение для своей маски любой формы и размера, а затем аккуратно, при помощи кисти и клея украсить ее.
-Какие цвета мы свами выбираем? Яркие, ведь маска артиста должна быть видна даже с самых дальних рядов.
Дети приступают к работе под контролем воспитателя. Воспитатель обращает внимание на то, как правильно держать ножницы, не торопиться при вырезывании. Намазывать поверхность всей детали, лишнее убирать салфеткой.
- Посмотрите, какие чудесные, яркие, красочные маски у нас вышли. Вам нравиться маска, которую вы сделали. А кого из ребят, вам еще понравились маски. Почему?
- Теперь вы готовы превратиться в настоящих актеров? Выходите на ковер и мы с вами поиграем в «Театр»
Физическая минутка «Мы в театре побывали»
Мы в театре побывали, Шагают на месте
Роли разные играли.
Раз, два, три – пришла пора, Три хлопка, присели
Превратилась детвора. Встают, поднимают руки вверх
Королевы, Девочки замирают в реверансе
Мушкетеры, Мальчики замирают в позе в мечом
Все возможно для актеров. Кланяются
-На этом наше путешествие в прошлое театра заканчивается. Давайте еще раз вспомним, про какие виды театра мы с вами сегодня говорили. Мы с вами узнали много интересного, сами изготовили себе маски и даже на время превратились в настоящих актеров.
-А сейчас я вам предлагаю поближе познакомиться с перчаточными куклами и куклами-марионетками в нашей «Театральной гостиной»
Свободная творческая деятельность в «Театральной гостиной»