МААМ-картинки

Непосредственная образовательная деятельность «Удивительная соль» в подготовительной группе

Светлана Морозова
Непосредственная образовательная деятельность «Удивительная соль» в подготовительной группе

Цель: формировать представления детей об удивительных свойствах соли.

Дети входят в зал.

- Здравствуйте, мои друзья!

Рада видеть всех вас я.

Дружно за руки возьмемся,

В круг большой мы соберемся,

Улыбнемся, подмигнём,

И беседовать начнем!

- А теперь проходите, присаживайтесь на стулья.

- Посмотрите, я принесла вам три мешочка. Вам интересно, что там лежит? А вы пощупайте, потрогайте, понюхайте, может - быть и догадаетесь (воспитатель подносит мешочки детям).

-Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я - в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как зовут меня, догадались вы?. (СОЛЬ).

- Да, сегодня речь пойдет о соли и её удивительных свойствах (воспитатель открывает мешочки и высыпает содержимое на тарелочки).

- Ребята, а что интересного вы можете рассказать о соли? (варианты ответов детей)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее только знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». Во все времена к соли относились уважительно, что отразилось в устном народном творчестве: Знаете ли вы пословицы или поговорки про соль? (варианты ответов детей)

«Без хлеба не сытно, а без соли не вкусно»;

«Хлеб да соль всему голова»;

«Соли не жалей, так есть веселей»;

«Пуд соли вместе съесть».

- В прошлые века соль добывали вручную в соляных шахтах. Это был очень тяжелый труд (1, 2 слайды). Затем на помощь людям пришли машины: мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, горнопроходческие комбайны (3, 4, 5 слайды)

Еще один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины (6,7 слайды)

-А знаете ли вы, что в нашей Оренбургской области тоже добывают соль? Это Соль – Илецкое месторождение (слайд). Наверняка вы слышали про наше знаменитое соленое озеро, которое там находится (слайд.) Сюда приезжают люди со всей страны, потому что соленое озеро обладает лечебными свойствами. А в соляных шахтах созданы подземные лечебницы, там очень целебный воздух. (слайд).

-В народной медицине соль используют для ингаляций, промывания носа, для солевых компрессов при ушибах, при полоскании горла (слайд).

-Соль необходима для жизни как диких, так и домашних животным (слайд, поэтому её используют в сельском хозяйстве.

А еще соль используют на улице. Как вы думаете зачем? Для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд (слайд)

Динамическая пауза, 1 мин.

Ребята, мы посмотрели с вами различные слайды, узнали, как добывают соль, где её применяют. Но, оказывается, с солью можно провести множество занимательных опытов. Вы хотите попробовать? Тогда нам на некоторое время необходимо стать учеными, и отправиться в лабораторию.

-Вы согласны? Чтобы попасть в лабораторию, нам нужно надеть специальную одежду (дети надевают фартуки)

-Добро пожаловать в нашу лабораторию!

(Воспитатель подводит детей к экспериментальному столу)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов (схема)

При работе с солью :

1- Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

-Перед вами тарелочки с солью. Ребята, а это действительно соль? Как можно узнать?

Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете о ней сказать?

- Какого она цвета? На что она похожа? (соль похожа на порошок, песок)

-Действительно, с виду соль похожа на порошок (песок)

-Давайте попробуем понюхать соль. Чем она пахнет?

-Возьмите трубочку и подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит с солью?

- А теперь давайте рассмотрим

соль в увеличительное стекло.

-Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

-Возьмите ложку и надавите ею осторожно на соль, что мы услышали? Ответы детей

- Правильно, вы услышали хруст. Соль состоит из кристаллов, поэтому при надавливании на них ложкой кристаллы соли трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Вывод: А теперь, давайте, мы перечислим все, что узнали про соль. Соль белого цвета, не имеет запаха, рассыпается, она сыпучая, состоит из маленьких кристаллов

Опыт№2 «Соль поглощает воду»

-Перед вами стоит стакан с чистой питьевой водой. Вы мне верите? Попробуйте и убедитесь сами. Рядом стоит баночка с солью. Добавьте в эту баночку две ложки воды из стакана. Что произошло? Куда делась вода? Значит, соль поглощает воду.

-А сейчас сделаем наоборот: добавим в стакан с водой две ложки соли из тарелочки и хорошо перемешаем. Что произошло? Куда исчезла соль? (она растворилась)

- А как можно проверить, что соль растворилась?

(попробовать на вкус) Давайте попробуем эту воду на вкус.

Мы с вами провели опыт с солью и водой. Что вы узнали нового?

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

-Ребята, помните, мы говорили с вами про наше знаменитое соленое озеро в Соль –Илецке? Кто-нибудь купался в этом озере? А на речке, наверное, все купались? А на море? Как вы думаете, одинаковая ли вода в реке и в море? (нет) В речке вода какая на вкус? (пресная, а в море? (соленая)

-А вы знаете, что в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде? Как вы думаете, почему? Ну и что, что вода соленая?

Что бы выяснить, почему в соленой воде легче плавать, проведём эксперимент. Нам понадобятся две банки с чистой водой, соль, два яйца и ваша помощь.

-Известно, что все вещества состоят из молекул. Когда вы пойдете в школу, вы узнаете об этом подробно. Девочки, предлагаю вам превратиться в молекулы воды, а мальчики будут молекулами соли (дети надевают маски).

-Начинаем наш эксперимент! (вызвать ребенка, чтобы он убедился, что вода чистая)

-Кладу яйцо в чистую, пресную воду. Что произошло с яйцом? (оно утонуло). Почему?

- Ребята, молекулы воды располагаются не плотно друг к другу, поэтому яйцо легко прошло между молекулами воды и утонуло. Выходите сюда молекулы воды и вставайте не далеко друг от друга (демонстрирую, как яйцо легко проходит между молекулами воды)

-Что произойдет с яйцом, если мы добавим в воду соли? (варианты ответов детей)

(вызвать ребенка, чтобы он добавил соли в другую банку, перемешал, попробовал)

-Кладу яйцо в банку с соленой водой. Что произошло с яйцом? (оно плавает) Почему яйцо не тонет? Молекулы соли делают пресную воду плотнее, как бы скрепляют или сближают её молекулы, вода меняет свой вкус на солёный. Чем больше соли в воде, тем плотнее располагаются молекулы воды к друг другу, и не дают яйцу утонуть – держат его на поверхности воды. Выходите, молекулы соли, вставайте между молекулами воды и возьмите их за руки, скрепите их (демонстрирую, как трудно яйцу пробиться в круг)

- Ребята, какой мы можем сделать вывод?

Динамическая пауза, 1 мин.

Продолжение практической работы

-А вы знаете, что соль с её удивительными свойствами очень хорошо подходит для художественного творчества? Например, на соли можно рисовать? Предлагаю вам превратиться в художников: вместо кисти вы будите использовать свой указательный пальчик, а вместо холста – поддоны с солью (дети подходят к другому столу).

Я буду загадывать вам загадки, а вы рисуйте отгадку.

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель …» (снеговик). Дети пальчиками рисуют снеговика на соли.

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка). Дети рисуют елку.

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые …» (снежинки). Дети рисуют снежинки.

Как красиво у вас получается! Молодцы!

Но это еще не все, что можно делать с солью! Я хочу пригласить вас в мастерскую, и показать, что еще можно с ней сделать. (дети проходят за столы) Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко размолола.

Рефлексия. Предложить ребятам насыпать крашеную соль в баночки. Баночки с грустным смайликом и веселым. Попросить объяснить свой выбор.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Северяночка».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Предварительная работа. • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?» • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Подготовила Бурцева Алла Станиславовна.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п], буква П» Тема: Звук [п], буква П. Цель: знакомство со звуком [п] и буквой П. Задачи: 1). Образовательные: закреплять механизм образования звука и.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе «Зима» Цель: Расширение знаний о зимних явлениях. Программное содержание: 1. Поддерживать интерес к явлениям живой неживой природы. Учить использовать.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Наши помощники — электроприборы» «Наши помощники – электроприборы». Цель: Закреплять знания детей по теме «электроприборы». Задачи: 1. Уточнить название электроприборов,.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной логопедической группе Непосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной логопедической группе. Актуальность: современный мир меняется.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по математике «Веселое путешествие с Буратино»Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по математике «Веселое путешествие с Буратино» Аттестационное занятие по математике в подготовительной группе «Весёлое путешествие с Буратино» Воспитатель: Федоринова Светлана Сергеевна.

Непосредственная образовательная деятельность «Волшебные знаки» в подготовительной группе Программное содержание: Закреплять умение детей пользоваться прямым и обратным счетом. Находить соседей числа. Продолжать учить детей с.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Лихачёва Л. Н. 2018г. «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: Воспитывающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность «Удивительная соль» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 марта 2019 в 19:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД