Получи документы

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Лесные обитатели»

Вера Лудина
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Лесные обитатели»

Тема: ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ-ЗВЕРИ

I часть

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник». Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Лесные обитатели“» размещена в разделах

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, слайды с изображением животных (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж, лист бумаги, маркеры, модели хищных и травоядных животных.

Ход:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в зимний лес и посмотреть, что там происходит. А как можно попасть в лес? (Ответы детей). А я предлагаю вам отправиться в лес на поезде. Давайте представим, что мы с вами вагончики, а я паровоз. (Под музыку дети имитируют движение поезда). Вот мы и очутились в лесу. Тихо. Снег по пояс. Смотрите, чьи это следы (показ слайда с изображением заячьих следов? (Ответы детей). (Слайд с изображением зайца у дерева). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.

Вдруг насторожился заяц и наутек!

- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши.)

- Кого испугался заяц? (Лису.)

Но нелегко догнать косого.

- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все же настигнет его враг, то и тут задние ногу помогут. Подумайте как? Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите. (Показ детьми).

Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берет, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, заяц своими сильными лапами может сломать руку охотнику.

Убежал косой, но не останется лиса (слайд с изображением лисы) без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? (Ответы детей). Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.

- Кого еще боится заяц? (Волка.) (Слайд с изображением волка).

Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь, на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.

Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей.

А еще зимой в лесу можно увидеть оленей и лосей (слайд с изображением оленей и лосей). Олени бегают очень быстро. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то, как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта – вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.

- Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?

Представьте, что вы (часть детей) волки, вы – взрослые олени, а вы – оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят.

- Что сделают их родители?

Дайте возможность детям самостоятельно решить проблему. Затем расскажите, что олени встают в круг, внутри которого оленята.

Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других животных.

- А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете почему? Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

- А почему не видно медведя и ежа? (Ответы детей).

- Где отдыхает ночью и вовремя непогоды лось? (Ответы детей). Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем? (Ответы детей).

- как вы думаете, где спят зимой волки? (Ответы детей). Просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.

Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро пускаются на живот и скользят.

У зайца на лапах к зиме отрастает плотная длинная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.

Физкультурная разминка.

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: – А куда делись зимой насекомые? (Ответы детей). Они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев.

Птицы (слайд с изображением птиц зимой) в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему? (Ответы детей). Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Поэтому птиц надо обязательно подкармливать.

Наша экскурсия подошла к концу, понравилась она вам? Чем понравилась? (Ответы детей). Что нового узнали? (Ответы детей). Нам пора возвращаться в детский сад, и вернемся так же как и приехали (под музыку дети «возвращаются» в детский сад).

Воспитатель: Ребята, с какими животными мы с вами сегодня повстречались? (Ответы детей, а каких животных леса вы еще знаете? (Ответы детей). У меня на листе есть картинки с изображением животных (показ картинок с изображением волка, лисы, зайца, белки, лося).

- Как одним словом назвать тех, кто здесь изображен? (Ответы детей) Лесные звери. Обводим их в большой круг.

- Как вы думаете, как можно обозначить то, что они живут в лесу? (Ответы детей). Вместе приходим к выводу, что это можно изобразить так:

Рисуем этот значок над большим кругом.

- Что едят лиса и волк? (Других животных. Это хищники.)

- Что едят заяц, белка, лось? (Растения. Они травоядные.)

- Как вы думаете, почему их назвали таким словом? (Ответы детей).

- Значит, на какие две группы можно разделить этих животных? (На хищников и травоядных.)

Рисуем внутри большого круга два меленьких и над ними рисуем символы, например, такие:

хищники -

травоядные -

- Много в лесу птиц и зверей. (ответы детей).

- А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей (Ответы детей)

- Птиц или животных? (Ответы детей)

Обобщение

- Что мы с вами сегодня делали?

- Что нового узнали?

Тема: «Царство диких зверей»

II часть

Программное содержание: закрепить умение детей передавать признаки диких животных в технике аппликации из ниток; развитие мелкой моторики рук; формирование навыков самостоятельности; воспитание бережного отношения к диким зверям.

Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор, электронное письмо,, лист ватмана с изображением зимнего леса, следы, конверты с письмами, снеговик, сугроб, елочка, трафареты диких животных (заяц, лиса, волк, белка, медведь, цветные шерстяные нитки, ножницы, клей, кисти.

Ход :

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в царство диких зверей. Поехали!

(Под музыку дети заходят в группу. Группа оформлена в виде «зимнего леса»).

Воспитатель: Вот мы и приехали в царство. Посмотрите вокруг, что вы видите? (Ответы детей). Как красиво в лесу! Вокруг деревья, ели украшенные снегом. Снег поблескивает на солнце. Действительно, попали в лесное царство. Ребята, а как вы думаете, кого мы с вами встретим в зимнем лесу? (Ответы детей). Да, мы можем встретить лису или белку, а может и зайца. Почему, этих зверей называют дикими? (Ответы детей). Что-то сами жители царства нас не встречают? Вы не знаете почему? (Ответы детей).

Раздается сигнал сообщения.

Воспитатель: ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте посмотрим его.

Дети с педагогом размещаются около проектора и просматривают электронное письмо.

«Помогите! Украли всех жителей леса! Караул! (Ворона)»)

Воспитатель: Какое горе, как же нам быть? (Ответы детей). Давайте поможем жителям царства и вернем их домой, в лес! Ребята, посмотрите, вот чей-то след, пойдем по нему. –– Посмотрите, след привел к сугробу, а на нем конверт, читаем:

Над бумажным над листом

Машет палочка хвостом

И не просто, машет.

Бумагу клеем мажет. (Кисточка)

Воспитатель: Правильно, это кисточка. Пригодится нам она? Пойдемте дальше по следу, след привел нас к снеговику, а у него письмо, читаем:

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора. (Заяц)

Воспитатель: Вот и заяц, только без шубы. (Шаблон зайца) А какая шуба у зайца зимой, почему? (Ответы детей). Идем дальше. Пришли к сугробу, читаем письмо:

Я веселенький зверек,

Прыг с елки на дубок.

Шубка серая на мне,

А живу я в дупле. (Белка)

Воспитатель: Вот и остальные дикие животные (шаблоны медведя, белки, лисы, волка, кабана). Только смотрите, они без своих шубок. Какая шуба у каждого зверя? (Ответы детей). А вот еще след. Он привел нас к елочке. Письмо от елочки (читают) :

«Если животных одеть в их шубки, то они вернутся в свое царство».

Воспитатель: Ребята, мы по следам прошли, получили необходимые материалы, оденем всех животных? Теперь приготовьте свое рабочее место, возьмите все необходимое для работы и занимайте свои места.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По мере изготовления переносят своих животных в «лес». В заключении проводится анализ детских работ.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Где мы сегодня побывали, кого встретили? Что делали? (Ответы детей).

Автор воспитатель Горзина Татьяна Михайловна

Соавтор старший воспитатель Лудина Вера Михайловна

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Как животные приспосабливаются к зиме» Составила: Зольцева Т. Ю. январь 2012г. Цель: * Расширить представления детей о жизни диких животных зимой; * Обобщить знания детей о типичных.

НОД по коррекции психоэмоционального состояния детей в старшей группе (познавательное развитие) «Зимой в лесу» «Зимой в лесу» Цели: - Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Лесные обитатели»
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 13:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД