Непосредственно-образовательная деятельность по формированию предметно-пространственных представлений «Путешествие в сказку»

Вера Бурцева
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию предметно-пространственных представлений «Путешествие в сказку»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Образовательные задачи:

• продолжить формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду;

• закреплять умение правильно применять знаки >, <, =;

• закреплять знания о геометрических фигурах;

• закреплять знания о последовательности дней недели;

• совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку;

• упражнять детей в прямом и обратном счёте, решении арифметических задач;

• совершенствовать пространственные представления.

Развивающие задачи:

• развивать внимание, воображение, логическое мышление, смекалку, память;

• продолжать развивать умение составлять число 9 из двух меньших;

• развивать пространственные представления.

Воспитательные задачи:

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

• воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая;

• воспитывать интерес к математике.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: 6 прямоугольных ковриков, 2 конверта, карточки с примерами, буквы: з, е, м, л, я, п, р, о, щ, а, й, карточки с названиями дней недели, ключ, листы с цифрами, листы в клетку по количеству детей, сундук с цифрами внутри, набор геометрических фигур и чисел от 1 до 10 для каждого ребёнка, знаки (>, <,smileдля всех детей, «пирожки» разной формы, презентация «По дороге в сказку», мяч, диск с записью музыки из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Предварительная работа: игры «Живая неделя», «Ворота».

Работа с родителями: посмотреть с детьми мультфильм «Вовка в тридевятом царстве», сделать веер с цифрами для своего ребёнка.

Предполагаемые результаты: умеет правильно применять знаки <, >, =; знает геометрические фигуры, последовательность дней недели; ориентируется на листе бумаги в клетку; знает прямой и обратный счёт; умеет решать арифметические задачи; умеет высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать пояснения.

Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Звучит музыка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Дети стоят в центре группы.

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята. Вы смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»? (Да, мы смотрели этот мультфильм.) Хотите там побывать? Для путешествия в сказочную страну нам нужен волшебный транспорт. Отгадайте, на чём мы отправимся в путешествие. Это транспортное средство прямоугольной формы летает по воздуху, бывает только в сказках. (Ковёр-самолёт.)

Молодцы, садитесь на ковёр-самолёт. (Дети садятся.) Полетели! Странно, но наш ковёр-самолёт не взлетает. Ой, смотрите, конверт. (Конверт с надписью «Инструкция по использованию ковра-самолёта» лежит под ковром, виден лишь уголок конверта.)

Воспитатель читает: «Чтобы ковёр-самолёт взлетел, нужно отгадать волшебное заклинание. Для этого решите примеры, расставьте цифры-ответы по порядку от 1 до 11 и получите заклинание.

Примеры:

5-4= з 4+4=о 6-3=м 8-4=л 9+2=й 4+2=п

5+2=р 7-5=е 7+2=щ 6+4=а 9-4=я

Воспитатель:

-Какое заклинание получилось? Скажем все вместе: «Земля, прощай!» Летим.

Наш ковёр-самолёт

Отправляется в полёт.

Ждут нас испытания,

Сложные задания.

Ребята, посмотрите, на ковре-самолёте лежат геометрические фигуры в определённой последовательности. Вам нужно продолжить узор, как только выполните задание, мы приземлимся. (Геометрические фигуры лежат в противоположных углах.)

Молодцы, быстро справились с заданием, и мы уже приземлились. Перед нами ворота в тридевятое царство (картинка). Чтобы их открыть, нам нужен ключ. Ребята, посмотрите внимательно, ключ где-то рядом.

Воспитатель находит конверт с надписью «Ключ» и читает:

- В тридевятое царство могут пройти только самые сообразительные, самые умные. Расставьте дни недели по порядку, а потом проявите смекалку, тогда и ключ найдёте.

Карточки с названиями дней недели лежат на ковре. Дети расставляют их по порядку, затем переворачивают. С обратной стороны написано: «У доски». Дети подходят к доске и находят ключ.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, нашли ключ. Давайте докажем, что мы его заслужили. Встаньте в круг. Поиграем в игру «Назови день недели» (игра с мячом).

Вчера был вторник, а сегодня … (среда)

Сегодня пятница, а завтра … (суббота)

Вчера была среда, а завтра … (пятница)

Воспитатель:

-Молодцы!

Дверь мы в сказку открываем,

В мир волшебный попадаем.

Воспитатель убирает картинку с нарисованными воротами, на её месте оказывается картинка с изображением царя, красящего забор.

Воспитатель:

-Ребята, кто-то разрушил царский дворец. Давайте поможем царю и построим новый дворец. Садитесь за стол.

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе».

На горе мы видим дом, Складываем домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша

дома».

Много зелени кругом. Делаем волнообразные движения руками.

Вот деревья, вот кусты, Изображаем деревья и кусты.

Вот душистые цветы. Делаем из ладоней «бутон».

Окружает всё забор, Изображаем забор. Можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную

линию.

За забором – чистый двор. Гладим ладонями стол или воздух.

Мы ворота открываем, Изображаем открывающиеся ворота.

К дому быстро подбегаем, Пальцы «побежали» по столу.

В дверь стучимся: Кулаками по столу.

Тук-тук-тук.

Кто-то к нам идёт на стук? Прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся.

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли. Вытягиваем руки вперёд, как будто что-то несём.

Теперь возьмите листы в клетку и карандаши. Слушайте внимательно.

Отступите 10 клеток слева, поставьте точку, от точки

1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 7 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх. Нарисуйте окошко.

Молодцы, ребята, замечательные терема у вас получились!

Физминутка.

Вот по сказке мы гуляли.

(шагаем)

И, конечно же, устали.

(приседаем)

Мы немного отдохнём,

(наклоны в стороны)

Дальше в сказку мы пойдём.

(шагаем)

Высоко поднимем руки.

(поднимаем руки вверх)

Будем жить всегда без скуки.

(прыжки на месте)

Повернёмся вправо, влево.

(повороты)

Вновь работать будем смело.

(возвращаются на свои места)

Воспитатель:

-Продолжаем наше путешествие по тридевятому царству. (Воспитатель меняет картинку.)

На пороге сидит старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Ребята, вы догадались, из какой сказки старушка? (Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Давайте поможем старушке. Садитесь за стол, возьмите листы. На них поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки от 16 до 1, а в конце соединить последнюю точку с первой.

.11 .12 .15 .16

.10.9 .13 .14 .2 .1

.8 .7 .4 .3

.6 .5

- Молодцы, ребята, все справились с заданием! (Воспитатель меняет картинку.)

Мы попали на слёт юных Василис. Они очень любят загадывать загадки. Перед вами на столе лежат цифры от 0 до 10, вы молча поднимаете нужную цифру.

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (Воспитатель спрашивает одного ребёнка и под его объяснения выкладывает

пример: 6+4=10)

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду? (3+5=8)

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Ещё один стащила киска.

А сколько же осталось в миске? (5-2-1=2)

Рада Алёнка –

Нашла два маслёнка!

Да четыре в корзинке!

Сколько грибов на картинке? (2+4=6)

-Трудные задачи приготовили для вас Василисы, но вы их решили. Молодцы! (Воспитатель меняет картинку.) Перед нами двое из ларца. Смотрите, и у нас в группе сундучок есть, а что же в нём?

Дети встают в круг. Сундучок ставят на стол, открывают его и достают цифры.

Воспитатель:

-Ребята, двое из ларца предлагают нам поиграть в игру «Воротца».

На общем для всех столе лежат в произвольном порядке несколько комплектов цифр от 0 до 10. Воспитатель предлагает составить число 9 из двух меньших.

Двое детей – водящие, выбранные по считалке – держат большую цифру 9 в поднятых руках, они – «воротца». Рядом стоит ребёнок – «наблюдатель». Остальные дети, соединившись в пары, должны пройти через «воротца». Для этого каждая пара подбирает вариант состава числа 9: берёт с общего стола две соответствующие цифры и подходит с ними к «воротцам». «Воротца» пропускают только те пары, которые правильно составили число 9. Допустившим ошибку «наблюдатель» объясняет, в чём эта ошибка, помогает её исправить. Исправив ошибку, дети снова встают «в очередь» и проходят «в воротца». Важно, чтобы работали все дети группы, поэтому варианты состава числа 9 у разных пар повторяются.

Воспитатель (меняет картинку):

-Молодцы, ребята. Смотрите, перед нами печка. Она тоже приготовила для нас задания. Садитесь за стол. У каждого из вас на столе есть «пирожки» и «пирожки с начинкой» в виде разных геометрических фигур. Возьмите два «пирожка с начинкой» одинаковой формы, сравните, в каком «пирожке» больше начинки, поставьте нужный знак. (Дети выполняют задание.)

А теперь давайте сами сделаем пирожки квадратной формы. Какую фигуру вы возьмёте?

В правый верхний угол положите одну вишенку. Какую фигуру возьмёте? (Мы возьмём круг.)

В левый нижний угол положите два крыжовника. Какую фигуру возьмёте? Сколько?

В левый верхний угол положите три вишенки. Какую фигуру возьмёте? Сколько?

Куда мы ещё не положили начинку? (Мы не положили начинку в правый нижний угол.)

Положите туда один крыжовник.

Молодцы!

Ребята, наше путешествие по тридевятому царству заканчивается, нам пора возвращаться. Садимся на ковёр-самолёт. Кто помнит, что мы должны сказать, чтобы взлететь? Полетели обратно в детский сад.

Вот мы и вернулись. Понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Какое задание оказалось самым трудным? Какое показалось самым лёгким?

Использованная литература.

1. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери такой же коврик» Цель:Формирование пространственных представлений. Закрепление знаний об основных цветах и их оттенках. Развитие у детей умения выделять и.

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию предметно-пространственных представлений «Путешествие в сказку»
Опубликовано: 4 января 2015 в 17:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. День ракетных войск стратегического назначения

В 1945 году американцы обзавелись ядерным оружием. И устроили всему миру демонстрацию его мощи – стёрли с лица земли два больших мирных города в Японии. Советские учёные и разведчики в сжатые сроки, путём...

17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

Беседа по социально-коммуникативному развитию «Поступки плохие и хорошие» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Беседа по...
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие...
Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие»...