Татьяна Воробьева
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Масмело и зеброверепаха»
Задачи на развитие познавательных способностей:
- закрепить знания детей о животных жарких стран Африки и их детёнышах;
- формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном;
- развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их.
Задачи на развитие связной речи:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- учить детей словесной импровизации;
- подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений, имеющих к характеристикам человеческих качеств;
- продолжать учить распространять предложения путём ввода определений и других второстепенных членов предложения;
- закрепить умения составлять из слогов новые слова.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к разным животным.
Материал к занятию:
Кукла – африканка Масмело. Картинки «Львы», «Крокодилы», «Обезьяны». Три банки с чистой водой, на крышках которых с внутренней стороны приклеены кусочки ваты пропитанные голубой, жёлтой, зелёной гуашью. Карточки с частями слов: «сме-, ла-, до-, чу-, бо-, ра-, бы-, ве-, пе-, ло-, уме-, хра-, гу-, спо-, си-. Карта Африки. Конверты с разрезными картинками животных. Игра «Чудесные вещи»; зелёные - ноги – способ передвижения (машина, мячик, крыло птицы, змея); синие - рука – материал (деревянный стол, железный гвоздь, стеклянный стакан, резиновые сапоги, красные – ухо – (колокольчик, гармошка, дудка, птица); жёлтые – запах – (цветок, конфеты, фрукты, ёлочка).
Ход занятия:
Логопед: Дети, вы слышали о корабле
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл – бангл – тингл – так»
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас
Сказать без запинки «Сангл – бангл – тингл – так»
Тот может прямо в Африку плыть
И важничать, как заправский моряк
На корабле «Сангл – бангл – тингл – так»
На этом замечательном корабле, который называется
Дети: «Сангл – бангл – тингл – так»
Логопед: К нам в гости приехала девочка Масмело.
Кукла: Маздравствуйте! Мая Масмело. Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.
Логопед: С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, о чём она говорит?
Дети: Она просит рассказать об Африке.
Логопед: Как вы догадались, о чём говорит Масмело?
Дети: Она добавляет к каждому слову слог «ма»
Развивающая игра «Придумай имя»
Масмело: Мавы маочень мадогадливые. Попробуй я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем) До – значит добрая, Ла – значит ласковая. Догадайтесь, почему меня зовут Масмело.
Дети: Смелая. Ловкая.
Масмело: Каждый может придумать себе африканское имя. На доске слоги, вспомним от каких они слов (дети читают). Нужно выйти к доске, взять 2 понравившиеся карточки – слога. Первая часть слова – это первый слог вашего имена, вторая и третья часть – это карточки – слоги – прочитайте эти слоги вместе – это будет ваше новое имя.
(Катя – Я Качухра – Катя – чудесная, храбрая)
(включается спокойная восточная музыка)
Логопед: Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг – то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.
А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и мрачно. Слышатся рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка.
Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?
Логопед: Представили? Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус, которому меня научила Масмела? А вы мне в этом поможете?
(ставится три банки с чистой водой)
- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканское небо. Ребята, скажите – какое небо?
Дети: Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое
Логопед:. Голубою! Раз, два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой)
- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканский песок
Дети: Мелкий, жёлтый, нежный, горячий
Логопед:. Жёлтою! (вода в банке взбалтывается и становится жёлтою)
- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканские джунгли
Детибольшие, зелёные, непроходимые, дремучие
Логопед:. Зелёною! (вода в банке взбалтывается и становится зелёною)
Динамическая пауза «Чудесные превращения»
(выставляется карта африканского континента)
Дидактическая игра «Повтори и добавь словечко»
Логопед: Масмело, наши дети теперь знают, какие дикие звери живут в Африке и сейчас тебе из частей соберут фотографии этих животных
(дети из частей собирают картинки животных)
Логопед: А теперь угадайте, о каком животном я говорю. Повторите за мной предложение и добавьте название вашего животного.
Логопед:
- В Африке живут ловкие, хвостатые. (обезьяны)
- В Африке живут сильные, гривастые. (львы)
- В Африке живут пятнистые, длинношеие. (жирафы)
- В Африке живут выносливые, двугорбые. (верблюды)
- В Африке живут зелёные, опасные. (крокодилы)
- В Африке живут огромные, сильные. (слоны)
И много – много других зверей
Дидактическая игра «Придумай красивое предложение»
Логопед: Масмело мне сказала, что она хочет научиться говорить по-русски. Давайте рассмотрим картины из жизни животных жарких стран (выставляется картина «Львы»)
- Придумай предложение по этой картине.
Масмело: Львы отдыхать.
Логопед: Ребята, давайте поможем Масмело составить большое, красивое предложение.
Дети: Большие, гривастые, важные львы спокойно отдыхают среди зелени на полянке.
Интересные факты об этом животном.
(выставляется картина «Крокодилы)
Масмело: Крокодилы плавать.
Дети: Зелёные, опасные, большие крокодилы плавают в темной воде.
Дидактическая игра «Какой это человек»
Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать,какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или, похоже, двигается, ест, ведёт себя с другими.
Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение).
Итак, начали:
- Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?
Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.
- Крокодиловы слёзы.
Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.
- Слоновый топот или топает, как слон.
Дети: Это человек с тяжёлой походкой.
- Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?
Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.
- Обезьяньи ужимки.
Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.
- Черепаший шаг.
Дети: У человека, который очень медленно ходит.
Логопед: Дома Масмело играет в мяч с малышами – зверятами. Хотите поиграть?
Дидактическая игра «Кто у кого?
(в кругу с мячом)
Логопед: У львицы…
Ребёнок: львёнок, львята.
Логопед:. У тигрицы…
Ребёнок: тигрёнок, тигрята.
Логопед: У слонихи.
Ребёнок: слонёнок, слонята.
Логопед: У жирафа….
Ребёнок: жирафёнок, жирафята.
Логопед: У крокодила
Ребёнок: крокодильчик, крокодильчики
Логопед: У верблюдицы…
Ребёнок: верблюжонок, верблюжата.
Логопед: Ребята, пока мы вами играли, Масмело отправился обратно в Африку, но на прощание оставил нам письмо. Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Я с вами подружилась и хотела бы почаще встречаться! Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я - по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания. Масмело»
Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может это нам поможет? Например «зебра» и «лев» - объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного, получится «левозебр»». У вас в конвертах картинки с животными, достаньте и попробуйте назвать своё животное.
(ответы детей – варианты названий животных)
Логопед: Какой зверь кажется вам самым интересным?
Зеброверепаха, остальные пусть будут его друзья.
Этот зверь фантастический, в жизни их не бывает.
Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку – невидимку
1. «Как умеет двигаться наш зверь?» (выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)
- Чем это хорошо? (ответ ребёнка, поднимает «весёлое лицо»)
2. Из какого он материала? (выкладывает карточки из серии «материал»)
- Чем это хорошо?
3. Какие звуки она издаёт? (выкладывает карточки из серии «звуки»)
- Почему это хорошо? (выкладывает карточки из серии «запахи»)
4. Чем это пахнет?
- Чем это хорошо?
1. А чем плохо, что это животное прыгает, как мяч?
2. А чем плохо, что это животное деревянное?
3. А чем плохо, что оно гудит?
4. А чем плохо, что это животное пахнет фруктами?
Логопед: Чем этому животному можно помочь? (ответы детей)
Задание домой: Нарисовать это чудо-животное и придумать рассказ о нём. Самые интересные рисунки мы пошлём в Африку вместе с ваши рассказами о нём.
Вам на память о животных далёкой Африки – наклейки.