Получи документы

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Татьяна Воробьева
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Масмело и зеброверепаха»

Задачи на развитие познавательных способностей:

- закрепить знания детей о животных жарких стран Африки и их детёнышах;

- формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном;

- развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их.

Задачи на развитие связной речи:

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах

- учить детей словесной импровизации;

- подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений, имеющих к характеристикам человеческих качеств;

- продолжать учить распространять предложения путём ввода определений и других второстепенных членов предложения;

- закрепить умения составлять из слогов новые слова.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к разным животным.

Материал к занятию:

Кукла – африканка Масмело. Картинки «Львы», «Крокодилы», «Обезьяны». Три банки с чистой водой, на крышках которых с внутренней стороны приклеены кусочки ваты пропитанные голубой, жёлтой, зелёной гуашью. Карточки с частями слов: «сме-, ла-, до-, чу-, бо-, ра-, бы-, ве-, пе-, ло-, уме-, хра-, гу-, спо-, си-. Карта Африки. Конверты с разрезными картинками животных. Игра «Чудесные вещи»; зелёные - ноги – способ передвижения (машина, мячик, крыло птицы, змея); синие - рука – материал (деревянный стол, железный гвоздь, стеклянный стакан, резиновые сапоги, красные – ухо – (колокольчик, гармошка, дудка, птица); жёлтые – запах – (цветок, конфеты, фрукты, ёлочка).

Ход занятия:

Логопед: Дети, вы слышали о корабле

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл – бангл – тингл – так»

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас

Сказать без запинки «Сангл – бангл – тингл – так»

Тот может прямо в Африку плыть

И важничать, как заправский моряк

На корабле «Сангл – бангл – тингл – так»

На этом замечательном корабле, который называется

Дети: «Сангл – бангл – тингл – так»

Логопед: К нам в гости приехала девочка Масмело.

Кукла: Маздравствуйте! Мая Масмело. Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.

Логопед: С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, о чём она говорит?

Дети: Она просит рассказать об Африке.

Логопед: Как вы догадались, о чём говорит Масмело?

Дети: Она добавляет к каждому слову слог «ма»

Развивающая игра «Придумай имя»

Масмело: Мавы маочень мадогадливые. Попробуй я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем) До – значит добрая, Ла – значит ласковая. Догадайтесь, почему меня зовут Масмело.

Дети: Смелая. Ловкая.

Масмело: Каждый может придумать себе африканское имя. На доске слоги, вспомним от каких они слов (дети читают). Нужно выйти к доске, взять 2 понравившиеся карточки – слога. Первая часть слова – это первый слог вашего имена, вторая и третья часть – это карточки – слоги – прочитайте эти слоги вместе – это будет ваше новое имя.

(Катя – Я Качухра – Катя – чудесная, храбрая)

(включается спокойная восточная музыка)

Логопед: Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг – то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.

А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и мрачно. Слышатся рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка.

Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?

Логопед: Представили? Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус, которому меня научила Масмела? А вы мне в этом поможете?

(ставится три банки с чистой водой)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканское небо. Ребята, скажите – какое небо?

Дети: Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое

Логопед:. Голубою! Раз, два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканский песок

Дети: Мелкий, жёлтый, нежный, горячий

Логопед:. Жёлтою! (вода в банке взбалтывается и становится жёлтою)

- Ты водица, белая, ты, водица студёная, стань, как африканские джунгли

Детибольшие, зелёные, непроходимые, дремучие

Логопед:. Зелёною! (вода в банке взбалтывается и становится зелёною)

Динамическая пауза «Чудесные превращения»

(выставляется карта африканского континента)

Дидактическая игра «Повтори и добавь словечко»

Логопед: Масмело, наши дети теперь знают, какие дикие звери живут в Африке и сейчас тебе из частей соберут фотографии этих животных

(дети из частей собирают картинки животных)

Логопед: А теперь угадайте, о каком животном я говорю. Повторите за мной предложение и добавьте название вашего животного.

Логопед:

- В Африке живут ловкие, хвостатые. (обезьяны)

- В Африке живут сильные, гривастые. (львы)

- В Африке живут пятнистые, длинношеие. (жирафы)

- В Африке живут выносливые, двугорбые. (верблюды)

- В Африке живут зелёные, опасные. (крокодилы)

- В Африке живут огромные, сильные. (слоны)

И много – много других зверей

Дидактическая игра «Придумай красивое предложение»

Логопед: Масмело мне сказала, что она хочет научиться говорить по-русски. Давайте рассмотрим картины из жизни животных жарких стран (выставляется картина «Львы»)

- Придумай предложение по этой картине.

Масмело: Львы отдыхать.

Логопед: Ребята, давайте поможем Масмело составить большое, красивое предложение.

Дети: Большие, гривастые, важные львы спокойно отдыхают среди зелени на полянке.

Интересные факты об этом животном.

(выставляется картина «Крокодилы)

Масмело: Крокодилы плавать.

Дети: Зелёные, опасные, большие крокодилы плавают в темной воде.

Дидактическая игра «Какой это человек»

Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать,какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или, похоже, двигается, ест, ведёт себя с другими.

Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение).

Итак, начали:

- Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.

- Крокодиловы слёзы.

Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.

- Слоновый топот или топает, как слон.

Дети: Это человек с тяжёлой походкой.

- Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?

Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.

- Обезьяньи ужимки.

Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.

- Черепаший шаг.

Дети: У человека, который очень медленно ходит.

Логопед: Дома Масмело играет в мяч с малышами – зверятами. Хотите поиграть?

Дидактическая игра «Кто у кого?

(в кругу с мячом)

Логопед: У львицы…

Ребёнок: львёнок, львята.

Логопед:. У тигрицы…

Ребёнок: тигрёнок, тигрята.

Логопед: У слонихи.

Ребёнок: слонёнок, слонята.

Логопед: У жирафа….

Ребёнок: жирафёнок, жирафята.

Логопед: У крокодила

Ребёнок: крокодильчик, крокодильчики

Логопед: У верблюдицы…

Ребёнок: верблюжонок, верблюжата.

Логопед: Ребята, пока мы вами играли, Масмело отправился обратно в Африку, но на прощание оставил нам письмо. Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Я с вами подружилась и хотела бы почаще встречаться! Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я - по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания. Масмело»

Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может это нам поможет? Например «зебра» и «лев» - объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного, получится «левозебр»». У вас в конвертах картинки с животными, достаньте и попробуйте назвать своё животное.

(ответы детей – варианты названий животных)

Логопед: Какой зверь кажется вам самым интересным?

Зеброверепаха, остальные пусть будут его друзья.

Этот зверь фантастический, в жизни их не бывает.

Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку – невидимку

1. «Как умеет двигаться наш зверь?» (выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)

- Чем это хорошо? (ответ ребёнка, поднимает «весёлое лицо»)

2. Из какого он материала? (выкладывает карточки из серии «материал»)

- Чем это хорошо?

3. Какие звуки она издаёт? (выкладывает карточки из серии «звуки»)

- Почему это хорошо? (выкладывает карточки из серии «запахи»)

4. Чем это пахнет?

- Чем это хорошо?

1. А чем плохо, что это животное прыгает, как мяч?

2. А чем плохо, что это животное деревянное?

3. А чем плохо, что оно гудит?

4. А чем плохо, что это животное пахнет фруктами?

Логопед: Чем этому животному можно помочь? (ответы детей)

Задание домой: Нарисовать это чудо-животное и придумать рассказ о нём. Самые интересные рисунки мы пошлём в Африку вместе с ваши рассказами о нём.

Вам на память о животных далёкой Африки – наклейки.

Публикации по теме:

Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе.Конкурс знатоков: «Дикие животные Севера и жарких стран» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представление детей о диких животных Севера и жарких стран. Развивать связную речь. Задачи: Расширить и углубить представление.

Презентация по лексической теме «Животные жарких стран» Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей. В процессе наблюдения за детьми был замечен устойчивый интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Опубликовано: 11 января 2014 в 22:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воробьева (УИ 38136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД