МААМ-картинки

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русский сувенир»

Татьяна Трубина
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русский сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, расширять словарь детей, творческое воображение.

5. Воспитывать любовь к народному искусству, русским традициям; доброту, доброжелательное отношение детей друг к другу; воспитывать аккуратность в работе, чувство радости, удовлетворение от своей работы и работы других детей.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „Русский сувенир“» размещена в разделах

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой, как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте, воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, взаимопомощь, инициативу.

Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение работать с тканью, воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение, эстетический вкус.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных мелодий, закреплять игру на русских народных инструментах.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Материал: оформление зала под русскую горницу; выставка детских работ. Сундучок. Рабочая зона для детей – столы. мини-музей матрёшки; русские народные инструменты, разрезные картинки - матрёшки, инструментарий для детского художественного творчества: готовые плоскостные заготовки (из ткани сарафан, платок); фломастеры, клей, клеёнки, тряпочки. Экран и медиапроектор, презентация видео и фотоматериалов по теме НОД. Музыкальна подборка материала для НОД.

Методы и методические приё мы:

Словесные: беседа, стихи, загадка, пословицы, частушки.

Наглядные: наблюдение, обследование, использование готовых игрушек-матрёшек.

Практические: изготовление матрёшек из ткани.

Предварительная работа:

Подготовка воспитателя: изучение материалов по созданию русской матрёшки, особенностей росписи г. Семёнова, Загорска, Полхов-Майдана. Подбор иллюстраций, книг, разукрашек, деревянных игрушек-матрёшек; создание образцов матрё шек разными техниками: аппликация, рисование акварелью, раскрашивание изделия пластилином, создание стилизованной бумажной матрёшки игрушка-колпачок.

Работа с детьми:

Ознакомление детей с историей появления русской матрёшки. Рассматривание книг, альбомов, образцов росписи, рисование матрёшек акварелью, раскрашивание пластилином, изготовление из бумаги, организация совместной образовательной деятельности на тему «Русская матрёшка».

Ход занятия.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал. Их встречает хозяйка русской горницы.

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…

Дети: Матрёшка.

Хозяйка: Молодцы, ребятки!

(Показ презентации).

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России, более 100 лет назад.

(Слайд 1)

Давным-давно это было. Шёл как-то Иванушка – добрый молодец,

По вольной земле русской, по широким полям да сквозь берёзовые рощи. Вдруг видит село, на крою домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала его дочка любимая. Захворала от того, что скучно и грустно ей без весёлых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим девочку», сказал Иван. Сговорились они с её батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего- ни будь весёлого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда её батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Весёлая получилась куколка, смешная. Обняла её девочка и назвала русским именем Матрёна, а так как она была маленькая, то Матрёшкой все её звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

- вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной матрёшки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

- Какие они? (нарядные, расписные, красивые, весёлые, праздничные, аккуратные, скромные, трудолюбивые, терпеливые, озорные, задорные, бойкие.)

- Почему они расписные? (сарафан украшен цветами, узорами, букетами, ягодами)

- Из чего сделана матрёшка? (из дерева)

- Возьмете их в руки.

- А вы, что-нибудь знаете о матрёшках?

Ребё нок: С давних времён матрёшка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому для её украшения использовали растительные орнаменты и сочные, яркие краски.

Ребё нок: Матрёшка считалась своеобразным оберегом семьи- хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрёшек, поэтому её дарили на свадьбу невесте с пожеланиями иметь много детей.

Хозяйка: матрёшка-это весёлая игрушка. И я предлагаю вам спеть про неё частушки.

(дети исполняют частушки с использованием народных инструментов)

(Слайд 2).

Хозяюшка: Наиболее известны три вида матрё шек: Семёновская матрёшка, Загорская или Сергиево Посадская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 3)

Хозяйка:Семёновские матрёшки нарядные, в их убранстве много золота, жёлтого, зелёного, красного цветов. Матрёшки отражают идею изобилия и богатства. Весь фартук занимают букеты цветов.

Ребё нок: Я из тихого зелёного городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых, розовых, бордовых

В подарок принесла.

(Слайд 4)

Хозяйка: Полхов-майданские матрёшки нарядные по своему их отличает чёрная обводка изображений, украшение напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли. У этих матрёшек нет сарафана и фартука.

Ребё нок: А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными спелыми и красными.

(Слайд 5)

Хозяюшка: Следующая матрёшка из села Загорск или Сергиев- Посад – Загорская матрёшка. Эти матрёшки степенные, всегда в сарафанах, кофточка с вышивкой, на голове платок, украшенный росписью, поверх сарафана- передник с вышитым узором или цветами.

Ребё нок: Я из Сергиева Посада.

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

(Слайд6)

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывают и авторские работы, которые изображают известных людей, персонажи любимых сказок, но любимой игрушкой остаётся весёлая крестьянская девочка.

(Слайд 7)

Хозяйка:

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?

Проводится игра «Собери матрёшку»

Хозяйка: А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными, а наряжать мы их будем в красивые сарафаны и разноцветные платочки. Приступаем к работе.

(Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.)

Хозяюшка: Вот и матрёшки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрёшках)

Хозяюшка: Вы хорошо потрудились, а какие пословицы о труде вы знаете?

- Долог день до вечера, коли делать нечего;

-Умелые руки не знают скуки;

-Землю красит солнце, а человека труд;

-Сделал дело – гуляй смело.

Хозяюшка:Вот и мы с вами сделали доброе дело,и теперь по старой русской традиции заведём хоровод.

(общий хоровод «Калинка»).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки; развивать интерес детей к.

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русский сувенир»
Опубликовано: 26 октября 2014 в 09:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русский сувенир»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Трубина (УИ 248105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД