Елена Смирнова
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Знакомство с глиной, что нам подарила природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка к НОД.
1.1. Тема непосредственно - образовательной деятельности «Знакомство с глиной, что нам подарила природа». Тема экологии в настоящее время очень актуальна, современные дети много знают о предметном окружении, получают в свой словарь новые термины и иностранные слова, но всё меньше получают знаний о природном окружении.
1.2. Цели и задачи НОД, поэтапное его проведение.
2. Основная часть
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе „Знакомство с глиной, что нам подарила природа“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2.1. Конспект проведения комплексной НОД с использованием различных методов и форм. Комплексная НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» включает в себя: экологическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, экспериментальную деятельность.
3. Заключительная часть
3.1. Итог НОД, какие цели и задачи удалось решить.
3.2. Рекомендации педагогам.
4. Список литературы
5. Приложение
Пояснительная записка
Конспект НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» составлен в соответствии с задачами комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2010 г. издания № 6.
НОД направлена на экологическое воспитание дошкольников. Тема экологии в современном мире очень актуальна. Экологическое воспитание детей начинается с раннего возраста. В России 2013 год объявлен годом экологии.
Основная цель НОД: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.
Задачи: воспитывающая – воспитывать эмоционально - эстетические чувства, замечать красоту природы;
образовательная - познакомить детей со свойствами глины (сухая - твёрдая, крошится; мокрая - мягкая, липкая, мажется)
развивающая - расширить представления детей об окружающем мире, природном окружении.
Поэтапное проведение НОД:
1 этап вступительный: рассказ воспитателя о глине, способах её добычи с использованием наглядного материала;
2 этап практический: изучение свойств глины в экспериментальной деятельности;
3 этап заключительный: подведение итога НОД.
Описание условий реализации программы НОД:
Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет.
Весь материал, предлагаемый детям, основан на научной основе (свойства глины). Материал построен логически: от простого к сложному, от известного к новому.
НОД проводится в групповой комнате. Групповая комната просторная, светлая, хорошо проветренная. Комната поделена на три части:
1 часть - расположен демонстрационный материал: картины с изображением мест добычи глины, глина (в её натуральном виде, посуда из глины, игрушки из глины.
2 часть - место для проведения физкультминутки.
3 часть – место с подготовленными атрибутами для проведения экспериментальной деятельности : миска с водой, ёмкость для замачивания глины, салфетки для вытирания рук. Подведение итога НОД.
В НОД участвуют дети средней группы в количестве 20 человек. Длительность НОД соответствует требованиям СанПина 2.4.1.3049-13 и составляет 20 минут. Физкультминутка проводится 2 раза, чтобы избежать утомляемости детей.
В процессе НОД используются различные методы и приё мы:
- наглядный: рассматривание картин, куска глины, изделий из глины;
- практический: экспериментальная деятельность;
-словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;
Предварительная работа:
1. Чтение сказки про глину «Кто самый любимый?»
2. Наблюдение на прогулке за глиной.
3. Посещение этнографического музея «Русская изба» МДОУ «Тополёк».
4. Рассматривание изделий из глины.
5. Словарная работа: закрепление в словаре детей слов: глина, крынка,
игрушка – свистулька, карьер, вязкая, липкая, бульдозер, массив.
6. За день до проведения НОД проводится мониторинг знаний детей по данной теме
После проведения НОД (через день) проводится итоговый мониторинг усвоения детьми полученных знаний, выявляется эффективность проведения данного НОД
Ожидаемый результат:
В процессе НОД дети узнают:
1. Что такое глина;
2. Узнают свойства глины;
3. Умеют различать пластилин и глину;
4. Узнают материалы из которых сделаны предметы (глина, стекло, пластмасса, дерево)
Основная часть: проведение НОД
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?
Дети: Да.
Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.
Воспитатель: Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Дети, а как вы думаете, кто помогает человеку в добыче глины?
Дети: Машины…
Воспитатель: Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.
Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.
Воспитатель: Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина.
Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.
Воспитатель: Дети, какого она цвета?
Дети: Рыжая, красная…
Воспитатель: Правильно дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.
Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины : посуду, игрушки.
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети: Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…
Воспитатель: Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?
Дети: Яркие, цветные (называют цвета)
Воспитатель: Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.
Рассматривание куска глины.
Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте.
Какая глина?
Дети: Жёсткая, крошится, твёрдая…
Воспитатель: Она липкая, мажется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведё м эксперимент : намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.
Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.
Воспитатель: А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.
Физкультминутка (проводится 2 раза)
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щёку - засыпают)
Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось?
Дети: Она намокла.
Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?
Дети трогают глину руками.
Дети: Мягкая, липкая, мажется…
Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.
Дети: Всё это из глины?
Воспитатель: Да дети, глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Итог:
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?
Дети: В музее, где добывают глину, в мастерской, на природе…
Воспитатель: А что вы узнали о глине?
Дети: Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…
Воспитатель: И конечно же очень полезная человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины игрушки, а потом подарим их малышам.