Вероника Левченко
Непосредственно образовательная деятельность «Жаворонки прилетите — весну принесите!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры.
2. Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества, выраженную в определённых символах.
3. Научить лепить из солёного теста символы весны – “ жаворонки” (булочки в виде птиц).
4. Воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю.
5. Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Жаворонки прилетите — весну принесите!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
6. Показать взаимосвязь устного, творческого и музыкального искусства.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дети входят в зал. На столе стоит красивый сундучок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принёс к нам почтальон в детский сад. Давайте его откроем да заглянем внутрь.
Чок, чок,чок! Перед вами сундучок,
Весь резной, расписной,
Сундучок, секрет открой!
Воспитатель достаёт из сундучка фигурки испечённых жаворонков.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать,что это за птички и к какому празднику их пекут?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: 22 марта празднуют старинный славянский праздник- Жаворонки. Считалось, что в этот день возвращаются на родину из теплых стран жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. Иногда этот день называют-Сороки. «Жаворонок за собой сорок птиц привёл»
По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
А) Загадки.
А чтобы вспомнить, какие перелётные птицы прилетают к нам первыми, предлагаю отгадать загадки.
Сядем рядышком на лавку,
Вместе с вами посидим.
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёный-поглядим.
Воспитатель загадывает загадку и после отгадки изображение птицы появляется на экране.
1. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
2. Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»
Червякам враг.
(Грач)
3. Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
4. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец-
Он и лётчик, и певец.
(Скворец)
5. Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)
6. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Воспитатель: Молодцы, все загадки правильно разгадали. Именно эти птицы принесли на своих крыльях весну. Весна- это всегда праздник. Это радость ожидания солнышка, пение птиц, ярких цветов, звонких ручейков.
Б) Народная игра «Пришла матушка Весна».
Воспитатель: Предлагаю вам игру, как бывало в старину.
Народная игра «Пришла матушка Весна». В большом круге выбираются 2 человека-воротики, остальной круг проходит в них, на конец фразы воротики ловят детей.
Пришла матушка Весна, отворяй ворота
Первый Март прошёл, всех детей провёл
А за ним Апрель, отворяй окна и дверь.
А уж как пришёл Май-сколько хошь теперь гуляй.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе попробуем, как в давние времена сделать таких птиц-пташек.
Но сначала потренируем наши пальчики.
В) Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек-стайка.
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка-совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка-свиристель,
эта птичка-коростель,
Эта птичка-скворушка,
Серенькое пёрышко,
Это зяблик, это стриж
Это развесёлый чиж,
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
3. Практическая работа.
Воспитатель: А теперь приступим к работе. Чтобы сделать жаворонка, надо из теста скатать колбаску, а затем завязать её в узелок. Из одного конца колбаски формируем головку и клювик, а другой немного приплющим и разрежем стекой. Это хвост. Вместо глаз вставим гречневое или пшённое зерно. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.
Дети приступают к работе, воспитатель помогает.
Фоном музыка П. Чайковского «Жаворонок».
4. Заклички.
Воспитатель: Какие замечательные жаворонки у вас получились. С давних времён на Руси народ закликал весну. Люди пели коротенькие песенки-заклички или веснянки. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и звали весну. Давайте вспомним такие песенки и позовём весну к нам в гости.
1. Ласточка-ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето тёплое,
Зима холодная.
2. Кулик из Заморья,
Лети,лети до моря,
Неси,неси по воле
Весну в подоле.
3. Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
4. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
5. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
приди весна,с радостью,
Приди весна с милостью.
6. Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
7. С солнцем горячим,
С дождём обильным.
Принеси урожай
В наш родной край!
Входит Весна.
Весна (напевая).
Вы, ребята, не скучайте,
Весну красную встречайте.
Ярче, солнышко, сияй
И земельку согревай!
Зеленейте, стебельки,
Расцветайте все цветки!
5. Подвижная игра «Жаворонок»
Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
6. Итог.
Весна : Не с пустыми руками я к вам пришла, а с испечёнными “жаворонками”. (Раздача печенья). На Руси существовал обычай съедать “жаворонков” с головы – “с носа”, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: “На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка : как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был”
Ребятушки, спасибо, что в гости позвали!
Хорошо у вас, но пора мне дальше идти,
Одевать деревья в весёлые наряды,
Цветы да травы будить
До свидания, детвора.