Лучший педагог года

Непосредственно образовательная деятельность «Жаворонки прилетите — весну принесите!»

Вероника Левченко
Непосредственно образовательная деятельность «Жаворонки прилетите — весну принесите!»

Задачи:

1. Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры.

2. Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества, выраженную в определённых символах.

3. Научить лепить из солёного теста символы весны – “ жаворонки” (булочки в виде птиц).

4. Воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю.

5. Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Жаворонки прилетите — весну принесите!“» размещена в разделах

6. Показать взаимосвязь устного, творческого и музыкального искусства.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дети входят в зал. На столе стоит красивый сундучок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принёс к нам почтальон в детский сад. Давайте его откроем да заглянем внутрь.

Чок, чок,чок! Перед вами сундучок,

Весь резной, расписной,

Сундучок, секрет открой!

Воспитатель достаёт из сундучка фигурки испечённых жаворонков.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать,что это за птички и к какому празднику их пекут?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: 22 марта празднуют старинный славянский праздник- Жаворонки. Считалось, что в этот день возвращаются на родину из теплых стран жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. Иногда этот день называют-Сороки. «Жаворонок за собой сорок птиц привёл»

По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

А) Загадки.

А чтобы вспомнить, какие перелётные птицы прилетают к нам первыми, предлагаю отгадать загадки.

Сядем рядышком на лавку,

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный-поглядим.

Воспитатель загадывает загадку и после отгадки изображение птицы появляется на экране.

1. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

2. Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»

Червякам враг.

(Грач)

3. Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

4. На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец-

Он и лётчик, и певец.

(Скворец)

5. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей)

6. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Воспитатель: Молодцы, все загадки правильно разгадали. Именно эти птицы принесли на своих крыльях весну. Весна- это всегда праздник. Это радость ожидания солнышка, пение птиц, ярких цветов, звонких ручейков.

Б) Народная игра «Пришла матушка Весна».

Воспитатель: Предлагаю вам игру, как бывало в старину.

Народная игра «Пришла матушка Весна». В большом круге выбираются 2 человека-воротики, остальной круг проходит в них, на конец фразы воротики ловят детей.

Пришла матушка Весна, отворяй ворота

Первый Март прошёл, всех детей провёл

А за ним Апрель, отворяй окна и дверь.

А уж как пришёл Май-сколько хошь теперь гуляй.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе попробуем, как в давние времена сделать таких птиц-пташек.

Но сначала потренируем наши пальчики.

В) Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек-стайка.

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка-свиристель,

эта птичка-коростель,

Эта птичка-скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это стриж

Это развесёлый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.

3. Практическая работа.

Воспитатель: А теперь приступим к работе. Чтобы сделать жаворонка, надо из теста скатать колбаску, а затем завязать её в узелок. Из одного конца колбаски формируем головку и клювик, а другой немного приплющим и разрежем стекой. Это хвост. Вместо глаз вставим гречневое или пшённое зерно. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает.

Фоном музыка П. Чайковского «Жаворонок».

4. Заклички.

Воспитатель: Какие замечательные жаворонки у вас получились. С давних времён на Руси народ закликал весну. Люди пели коротенькие песенки-заклички или веснянки. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и звали весну. Давайте вспомним такие песенки и позовём весну к нам в гости.

1. Ласточка-ключница,

Вылети с Заморья,

Вынеси ключи,

Отомкни летечко.

Отомкни летечко,

Замкни зимушку.

Лето тёплое,

Зима холодная.

2. Кулик из Заморья,

Лети,лети до моря,

Неси,неси по воле

Весну в подоле.

3. Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну

На своём хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

4. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

5. Весна, весна красная,

Весна, весна ясная,

приди весна,с радостью,

Приди весна с милостью.

6. Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

7. С солнцем горячим,

С дождём обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

Входит Весна.

Весна (напевая).

Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Ярче, солнышко, сияй

И земельку согревай!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте все цветки!

5. Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

6. Итог.

Весна : Не с пустыми руками я к вам пришла, а с испечёнными “жаворонками”. (Раздача печенья). На Руси существовал обычай съедать “жаворонков” с головы – “с носа”, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: “На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка : как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был”

Ребятушки, спасибо, что в гости позвали!

Хорошо у вас, но пора мне дальше идти,

Одевать деревья в весёлые наряды,

Цветы да травы будить

До свидания, детвора.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Широкая масленницаШирокая масленница Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Масленица — замечательный, веселый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Жаворонки прилетите — весну принесите!»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 00:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД