Папки-передвижки

Несколько слов о пользе оригами.

Логинова Жанна Владимировна
Несколько слов о пользе оригами.

Как известно, время летит очень быстро. И очень быстро, совсем незаметно взрослеют наши дети.

Казалось, только вчера малыш сделал первый шаг, произнёс первое слово, удивил нас своим желанием «я сам!», а сегодня он постоянно задаёт любимый вопрос «почему?» и имеет своё мнение обо всём на свете.

Безусловно, важную роль в воспитании и раннем развитии ребёнка играем мы, педагоги и родители. И наша цель – помочь ему вырасти здоровым и умным, дать ребёнку новые возможности в жизни. Конечно, речь идёт не о насильственном обучении малыша навыкам чтения, счета, не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое, к сожалению, очень часто основано на насилии над ребёнком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи, чувство вины. Речь идёт о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии; этот процесс ещё можно назвать обучающим развитием.

Публикация «Несколько слов о пользе оригами,» размещена в разделах

Обучение можно превратить в игру, и в этом случае дети не будут «перегружаться», так как сами контролируют нагрузку с учётом собственных возможностей: они делают только то, что им интересно, что приносит радость и удовольствие. И задача педагогов и родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира.

В качестве одной из развивающих, игровых методик для детей я предлагаю старинное японское искусство складывания из бумаги – искусство оригами.

Единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Изготовление фигурок из бумаги – увлекательнейшее занятие для детей любого возраста. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешёвый материал для творчества. Ребёнок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддаётся любым изменениям.

С какого возраста можно начинать заниматься оригами?

Как показывает опыт, начинать занятия можно и взрослому человеку. А самые маленькие ученики были сначала примерно шести лет. С течением времени снизили планку до пяти. Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно может выполнить и малыш трёх – четырёх лет.

А что сегодня? Сегодня оригами находится на очередной волне всеобщего интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. Так математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Для педагогов и родителей оригами – уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арт-терапии, оказывающей больному психологическую помощь посредством искусства.

Несколько слов о пользе оригами. Оригами – это не только увлекательное занятие, но и очень полезное. Оно развивает способность работать руками,

приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику и глазомер.

Ненадолго остановимся на мелкой моторике. Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. А кроме того, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ; при этом происходит обогащение словаря ребёнка математическими терминами.

При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление.

Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги фигурки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки и даже устроить спектакль с бумажными куклами – героями сказок. Готовую фигурку можно преподнести в подарок другу.

Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают свой творческий потенциал. Для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий – оригами даёт им эту возможность.

В познавательном плане оригами, расширяет кругозор, повышает интерес к культуре Востока (Японии, Китая); углубляются знания детей об истории бумажного производства и экологии; в ходе складывания и игры с бумажными зверюшками дети получают дополнительную информацию о животном и растительном мире, среде их обитания.

И это далеко не все плюсы, которые включает в себя волшебное искусство оригами.

Упражнения, игры и опыты с бумагой.

Прежде чем приступить к изготовлению поделок, предложите детям выполнить упражнения с бумагой. Это необходимо для того, чтобы привлечь внимание ребят к материалу, познакомить с его свойствами, подготовить к конструированию поделок. Упражнения могут носить самостоятельный характер или включаться в занятия и игры, быть сложными или простыми. Простые упражнения, например складывание листа бумаги пополам в длину и поперёк и превращение его в свою уменьшенную копию, приучают детей ориентироваться в геометрических формах, понимать их отличительные особенности.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, эти упражнения требуют от дошкольников значительной затраты физических и умственных сил. Разнообразить их и сделать интересными помогут игры. Так, например, квадрат или другие фигуры просят детей помочь им стать маленькими.

В игре «Прятки» квадрат встречается с прямоугольником, они рассматривают друг друга, потом начинают знакомиться.

- Я - квадрат! У меня четыре угла и столько же сторон. Потрогай их, дружок, и посчитай. Захочу и стану таким, как ты, или совсем маленьким. А ты кто?

Прямоугольник отвечает:

- У меня тоже четыре угла и четыре стороны. Мою форму имеют стены, двери и окна домов, книги, тетради и много других вещей. Я тоже могу менять свою форму. А называют меня прямоугольником.

- Интересно, чем же мы отличаемся, - думает квадрат и предлагает прямоугольнику поиграть в прятки. Стали они, чудаки, прятаться друг за друга.

«Могут ли эти фигуры спрятаться друг за друга? Чем они отличаются? В каком случае прямоугольник сможет спрятаться за квадрат, и наоборот?» - спрашиваете вы детей. Если кто-то из них предложит обрезать ножницами кусочек бумаги, который выглядывает, дайте возможность проверить правильность ответа.

Предложите найти в окружающей обстановке предметы или части их, имеющие форму квадрата и прямоугольника. Пусть дети посчитают углы у заготовки, отогнут один угол к себе, а два в обратную сторону и спрячут под последний. Получится салфетница. Если же сложенную бумагу одинаковой формы вклеить друг в друга, то будет поделка, похожая на записную книжку.

Можно показать детям, как складывать квадрат и прямоугольник полосами: одна сторона с углами загибается к другой, чтобы «поздороваться», а потом опять «идёт домой», оставляя на бумаге «дорожку», на которой затем они встречаются вместе. Развернув бумагу, дети увидят одинаковое количество «дорожек».

Ребятам нравится складывать бумагу полосками, но в разные стороны: они поссорились и отворачиваются одна от другой. Получаются гармошка, ширма, книжка-ширма.

Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими фигурами. Например, возьмём игру «Фокусники».

Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой» с интересным названием «диагональ», приложить к ней сначала поочерёдно верхние стороны, затем нижние, а потом все четыре одновременно и превратился в ромб с уголками.

Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата.

Игра продолжается под названием «Кто больше найдёт квадратов, прямоугольников и треугольников?». По мере нахождения и определения формы дети заштриховывают фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик. Затем фокус показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник.

Игра «Комната смеха» закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст весёлое настроение, разовьёт воображение. Вначале вы беседуете с детьми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясняете, что в прямом зеркале лицо отражается таким, какое оно есть на самом деле, а в кривом зеркале отражение искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т. е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться.

Попросите детей представить, что они попали в комнату смеха, и изобразить своё лицо в кривом зеркале.

В игре «Сложи меня» квадрат показывает новый необычный способ его складывания: «Познакомьте мои противоположные углы и отправьте их домой, - говорит он. – Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорожки» с интересными названиями «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному». Квадрат поворачивается на другую сторону и просит повторить все действия. Ещё раз перевернулся, и все уголки опять сбежались к центру. «Спасибо, дети, - говорит квадрат. – Теперь я стал маленьким и толстеньким. С одной моей стороны треугольники, а с другой – квадраты. Это мои карманы».

Спросить у детей, сколько образовалось квадратов, треугольников, сколько их вместе, сколько щелей?

Игра «Секрет» организуется на основе многослойного треугольника или квадрата. На всех плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персонажей, затем вместе составляют сказку. Рисунки держаться в секрете.

Детям нравится играть с полосками бумаги. Предложить детям игру «Весёлые полоски». Превращения полосок вызывают и удивление, и смех. Из них могут получиться дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька, цепочка, гирлянда, крылышки, букет, пирамидка, колечки, баранка, руль, обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помочь детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы и оформление композиций. Для активизации их мышление можно использовать загадки.

Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой полезно использовать для обогащения сенсорики и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире. В связи с этим понадобится всех основных и промежуточных цветов, разной фактуры и сорта. Чтобы вызвать у детей к предмету деятельности и поддержать их внимание, взрослый использует сравнение, вопросы и другие приёмы. «Угадай, какая я? – обращается воспитатель к детям от имени бумаги и предлагает: - Потрогайте меня пальчиками, погладьте и скажите, какого я цвета, какую имею поверхность».

В игре «Угадай на ощупь» детей увлекает загадочная ситуация. Перед началом игры положите в коробочку или мешочек кусочки бумаги с различной фактурой. Осязание и обоснование выбора будут проверяться зрением.

Игра «Где меня использовать?» расширить жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята узнают, что название бумаги связано с её назначением: чертёжная используется для черчения, писчая - для письма, рисования и печатание на машинке; бумажные обои делают квартиру и другие помещения тёплыми, красивыми и уютными; есть промокательная бумага, обёрточная, копировальная и т. д. Пусть ребята немного подумают и ответят: почему бумагу делают разных видов, с чем это связано?

В опытах закрепляются знания детей о фактуре бумаги: гладкая и шероховатая, тиснёная и гофрированная, писчая, тонкая, прозрачная, рыхлая, плотная. Дети смотрят через бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают её в длину и поперёк, подвешивают груз, делают из разных её видов хлопушки, кораблики, которые пускают на воду. На практике они убеждаются в разном качестве бумаги: хлопушка, выполненная из мягкой бумаги, не стреляет, а корабли «терпят крушение». Следовательно, фактура бумаги определяет и её назначение, и вид.

Игра «Что я могу» познакомит детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается, оставляя след; легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвётся. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами.

Радость детям приносят и открытия: оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло. Налейте тёплую воду в две ёмкости, одну из которых заверните в газетную бумагу, через некоторое время сравните температуру воды.

Полезно обратить внимание детей на то, что бумага теряет свои изначальные качества под воздействием солнечных лучей: выгорает, высыхает и становится ломкой; клей делает бумагу более жёсткой, толстой; промасленная тонкая бумага становится прозрачной, на ней уже невозможно писать и рисовать, но зато она становится водоотталкивающей, а следовательно, и более прочной.

В игре «Какая прочнее?» дети проверяют свойства бумаги в воде. Заставляют ребят задуматься такие загадки и вопросы: можно ли из бумаги построить дом? Дышит ли бумага? Можно ли бумагу мыть? На чём люди писали до появления бумаги? Есть ли у бумаги день рождения?

ИГРЫ И КОНКУРСЫ

1. Игра «Весёлая семейка»

Что нужно для игры: миска или невысокая открытая коробка, кузнечики.

Участники игры: ведущий, 2-5 игроков.

Правила игры

В центре стола ставится коробка или миска. Это дом кузнечиков. Вокруг него игроки располагают своих кузнечиков, предварительно пометив их. Количество кузнечиков у каждого игрока одинаково, но не больше 5. Ведущий кричит: «Домой, обедать!» И кузнечики запрыгивают в коробку. По сигналу ведущего игра заканчивается.

Подведение итогов

После каждого раунда подсчитывается количество кузнечиков каждого игрока, попавших домой. Победитель определяется после нескольких раундов по наибольшему количеству удачливых кузнечиков.

2. Игра «Крейсерские гонки»

Что нужно для игры: стол длиной 2-3 метра, корабли, цветные фломастеры, лист бумаги и ручка.

Участники игры: ведущий, 7-10 игроков.

Продолжительность игры: 3 раунда.

Правила игры

Каждый игрок по очереди ставит свой кораблик на старт (в торец стола) и дует на него. Кораблик «проплывает» какое-то расстояние и останавливается. Ведущий кладёт фломастер выбранного данным игроком цвета сбоку, отмечая результат – дальность движения корабля. После этого игрок забирает свой кораблик. Затем свой кораблик запускает второй игрок. Результат также фиксируется, но фломастером другого цвета, и т. д. Первый раунд заканчивается после того, как все игроки сделали свои ходы. Если игрок неудачно запустил свой кораблик и тот упал со стола, то ему даётся ещё одна попытка.

Подведение итогов

После первого раунда игры результаты заносятся в таблицу. Лучший результат – 1-е место и т. д. Победителем становится игрок, у которого наименьшая сумма мест.

3. Игра «Десять палочек»

Что нужно для игры: 10 палочек.

Участники игры: ведущий, 5-10 игроков.

Время игры: 15-20 минут.

Правила игры

Разложите полочки в ряд. Нужно перекладывать по одной палочке через две на третью, образуя крест. В итоге должно получиться 5 крестов. Крест считается за 2 палочки.

Подведение итогов

Победителем считается первый игрок, выполнивший задание.

4. Игра «Попадай-ка»

Что нужно ля игры: стаканчик с прикреплённым к нему шариком, бумага, ручка.

Участники игры: ведущий, 5-10 участников.

Время игры: не ограничено.

Правила игры

Нужно поймать стаканчиком шарик. Каждому игроку даётся 10 попыток. Результат фиксируется на листке. Количество раундов может быть различно.

Подведение итогов

Победителем считается игрок, имеющий наибольшее количество попаданий.

5. Игра «Рыболов» 1вариант

Что нужно для игры: 2 удочки, 10-30 рыбок, 4 стула.

Участники игры: ведущий, 2 команды по 2-4 игрока

Время игры: 5-7 мин.

Правила игры

Для каждой команды ставятся по 2 стула на одинаковом расстоянии друг от друга. На одном стуле каждой команде выкладываются рыбки. Выдаётся по одной удочке на команду. Игрокам нужно перенести рыбки с помощью удочки с одного стула на другой. Если рыбка при переноске падает на пол, то с пола её нужно поднять с помощью удочки или поднять руками и положить на стартовый стул.

Подведение итогов

Победителем считается команда, которая поймала большее количество рыбок за

отведённое время.

6. Игра «Рыболовы» 2 вариант

Что нужно для игры: стол, стулья и удочки по количеству игроков, 40-60 рыбок.

Участники игры: ведущий, 10 и более игроков.

Время игры: 3-5 мин.

Правила игры

Каждому игроку определяется стул, на который он будет складывать свой улов. На столе раскладываются рыбки. По сигналу игроки начинают ловить рыбу. Если рыбка срывается с крючка на пол, то она кладётся обратно на стол.

Подведение итогов

Побеждает тот игрок,чей улов больше.

7. Игра «Скачки»

Что нужно для игры: каждому игроку свою лошадку.

Участники игры: ведущий, 5-7 игроков.

Время игры: не ограничено.

Правила игры

Игроки по очереди подбрасывают своих лошадок. Каждый раунд состоит из 10 попыток. За каждое удачное приземление лошади на 4 ноги даётся одно очко.

Подведение итогов

Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество очков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Стихотворения для детей и их родителей о природе и о книгахСтихотворения для детей и их родителей о природе и о книгах Ни для кого не секрет, что наша природа с каждым годом загрязняется и истребляется все больше и больше. Этот год признан годом по работе.

Консультация для родителей «Несколько заметок о воспитании детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Цена обещаний. Не самый удачный прием в воспитании ребенка-обещание. «Будешь вести себя хорошо, куплю мороженое»,.

Лаборатория — дома? Несколько рекомендаций для родителей… Дети по своей природе – прирожденные исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все.

Несколько идей для пальчикового театра. Мастер-классНесколько идей для пальчикового театра. Мастер-класс Доброе время суток всем,кто нашёл несколько свободных минут и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться с вами идеями для пальчикового.

Несколько лесных игр с дошкольниками 1. Узнай-угадай! Постарайся найти знакомые деревья в лесу. Аккуратно отбери по одному-два листка каждого дерева. Засуши их между листками.

Несколько рекомендации из «Интеллектуальной мастерской». Советы для родителей Если ребенку не дается решение какой-либо задачи, переключите его на размышление над другим упражнением, тем, которое он выполнит.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Проект «О пользе молока» Проект для детей старшегодошкольеоно возраста "О пользе молока"Вид проекта Исследовательский Длительность Средней продолжительности (месяц).

Родительское собрание «Несколько слов о наказании и поощрении» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад № 9 «Кленок» Родительское собрание на тему:.

Все о пользе зимней прогулки.Все о пользе зимней прогулки. Собираемся гулять. Надо шубку одевать. Валенки на ножки, бегать по дорожке. Шапку. Шарфик. Рукавички. Прячем в капюшон косички. Не забудем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Несколько слов о пользе оригами.
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 09:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД