Татьяна Авласцова
Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает разработанная нами система работы по применению здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.
Публикация «Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного оборудования приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью, приобщают к регулярным занятиям физической культурой, входят в привычку самостоятельного применения в практической деятельности. Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитателю необходимо обучаться психолого – педагогическим технологиям, позволяющих ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
В детском саду используются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии :
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- бодрящая гимнастика после сна;
- профилактика и коррекция плоскостопия;
- гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);
- утренняя гимнастика (разные варианты);
- артикуляционная гимнастика;
- подвижные игры;
- досуги и развлечения;
- дни здоровья.
Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.
Реализуя здоровьесберегающие технологи, в работе с детьми мы применяем нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.
С применением нестандартного оборудования решаем задачи
физического развития, которые позволяют:
1. повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;
2. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы,
стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
4. повысить моторную плотность физкультурных занятий;
5. уточнять представления о форме предметов, положений частей, их
относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
6. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое мы используем в своей работе.
Дорожка здоровья.
Цель: развитие внимания, координации движений, массаж стоп, разные виды ходьбы, профилактика плоскостопия, профилактика опорно-двигательного аппарата.
Перчатки - массажеры.
Цель: массаж спины, рук, ног, головы ребенка; развитие мелкой моторики, улучшение эмоционального настроя.
«Ловишки»
Цель: развитие ловкости рук, координации движений.
В дыхательной гимнастике используем «волшебные бутылочки»
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи.
Упражнение «Снегопад» - дети дуют в одноразовые трубочки, пытаясь силой ветра поднять снежинки (пенопласт) в воздух.
«Султанчики»
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.
С ними можно работать в трех направлениях:
1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.
2. Развитие мелкой моторики – прокатывание основания (карандаша) «султанчика» между ладоней (до кончиков пальцев).
3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.
«Дружное полотно»
Цель: развитие координации движений, умения работать в команде.
Дети берут полотно (каждый игрок берет за свой угол, в середине полотна лежит мяч, а в каждом углу полотна свое отверстие. Детям необходимо выбрать цель, куда закатывать мяч и реализовать ее, сделать так, чтобы мяч угодил в нужную лунку.
«Моталочки»
Моталочка - это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.
Цель: развитие ловкости рук, координации движений; умения работать на скорость.
Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй – за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. При этом развиваются интегративные качества дошкольников и повышается уровень их физической подготовленности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.