Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

Татьяна Нуянзина
Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Хочу поделиться опытом работы и рассказать о нетрадиционном использовании здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей в нашем детском саду.

Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

Правильно составленный режим обеспечивает здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение. Для реализации оптимальной двигательной активности и эффективного закаливания ребёнка важно обеспечить его полноценным питанием.

Укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными усилиями педагогов, медиков и родителей. В первую очередь необходим постоянный медико-педагогический контроль за физическим развитием и состоянием детей.

В повседневной работе, моим первым помощником является воспитатель. Именно он может подсказать характер индивидуального подхода к ребёнку. Любое занятие должно доставлять ребёнку радость. Здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм.

Большое значение в оздоровлении детей играет прогулка. Ежедневно мы организуем игровую деятельность на прогулке. В неё включаются подвижные игры (сюжетные и бессюжетные с предметами);спортивные упражнения и игры; малоподвижные игры и хороводы; элементы эстафет и соревнований по закреплению двигательных навыков. Введение в режим дня подвижных игр и эстафет повышает двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, развивает координацию движений, совершенствует физическое развитие, вписываясь тем самым в общий комплекс оздоровления детей.

Особое внимание во время прогулки мы уделяем закаливанию детей. Во время летнего сезона наибольшее оздоровительное значение имеет ходьба босиком по грунту и траве – это хорошее средство укрепления сводов стопы и её связок. Хождение босиком в сочетании с воздушными ваннами является хорошим способом закаливания детей. Обеспечение достаточной двигательной активности во время приёма воздушных ванн является непременным условием их эффективности.

Хорошее оздоровительное действие имеют: быстрая ходьба, бег, прыжки, лыжные прогулки, езда на велосипеде, спортивные игры. Проведение НООД на открытом воздухе обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. Для проведения занятий на воздухе мы используем спортивную площадку с беговыми дорожками и прыжковой ямой, гимнастическими брёвнами, скамейками и мишенями для метания. Всё это оборудование, а также разнообразный выносной материал позволяет нам повысить эффективность занятий, сделать их более интересными. Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей.

Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, п/игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, лазание, метание, упражнения в равновесии).

Зимой большое внимание мы уделяем лыжной подготовке. Наличие лыжного инвентаря позволяет нам обучать детей уже с трёхлетнего возраста. Мы прокладываем несколько лыжных трасс и дети имеют возможность кататься на лыжах в течении всего дня. Чистый морозный воздух закаливает организм, придаёт бодрость, повышает выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Большая динамическая работа при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому помогают гимнастика, массаж и дыхательные упражнения по методике Б. Толкачёва. Закаливание начинается уже в постели, дети делают гимнастику лёжа на кроватях, после чего проводится массаж ушных раковин. Нормализовать проходимость носовых ходов помогает точечный массаж лица. После массажа стоп дети идут по резиновой дорожке с шипами и проходят по полу, отшлёпывая подошвами ног; затем растирают по паласу стопы до появления покраснения. После этого дети выполняют комплекс дыхательной гимнастики и проходят в умывальную комнату, освобождают носовые проходы от мокроты и слизи и умываются прохладной водой; лицо и руки до локтя. Затем детки бодрые и здоровые идут одеваться.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Использование разнообразных форм работы с детьми способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Очень нравятся детям Дни здоровья, являющиеся очень эффективной формой работы по физическому развитию детей. Они проводятся 1 раз в квартал. Начиная с приёма детей на участках, проводятся разнообразные подвижные и народные игры. После завтрака планируются длительные пешеходные и лыжные прогулки, катания на велосипедах, санках, самостоятельная двигательная деятельность детей, спортивные игры, эстафеты. Во второй половине дня в каждой возрастной группе проводятся физкультурные досуги и спортивные праздники. Такие Дни здоровья удовлетворяют естественную потребность детей в движении и способствуют их оздоровлению.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. В первую очередь мы знакомим родителей с режимом нашего дошкольного учреждения. Работа с семьёй включает в себя: 1)ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении; 2)ознакомление родителей с результатами диагностики; 3)обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях мы используем:

- информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках;

- консультации;

- дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении.

Таким образом, при правильной организации физического воспитания дошкольников достигается хорошее развитие моторики, при нетрадиционном использовании здоровьесберегающих технологий у детей формируется здоровый образ жизни, повышается устойчивость организма к острым респираторным инфекциям.

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Интеграция образовательных областей первой младшей группы детского сада посредством здоровьесберегающих технологий .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 16:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. Международный Олимпийский день

Международным соревнованиям, победа в которых считается наивысшим достижением в спорте, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об...

23 июня. Международный день балалайки

Международный день балалайки – праздник, придуманный в 2008 году, в честь 320-й годовщины первого исторического упоминания про этот народный инструмент (23 июня 1688 года). Автором идеи стал известный...


Горячие темочки