Лучший педагог года

Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи

Наталья Аронова
Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи

Моя многолетняя практика работы логопедом (30 лет) показывает, что с каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Задержка речевого развития встречается и у здоровых детей с сохранным слухом, и не имеющих поражения ЦНС.

Считалось, что главное от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей со взрослыми. Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребёнком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами.

Публикация «Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи» размещена в разделах

В ходе моей работы, как логопедом, так и воспитателем, было замечено, что дети, у которых не достаточно развита речь, хуже справляются с заданиями по изобразительной деятельности. В чём же связь развития речи ребёнка с его успехами в изодеятельности?

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга человека, то становится ясно, что речевая зона расположена рядом с двигательной зоной и является её частью. Может быть, речь зависит от развития моторики ребёнка в целом?

Нет, исследования показали, что это не так. Около трети всей двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны[1., c/51]. Понятно, что тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности ребёнка. Для определения уровня развития речи с детьми двух лет проведите такой эксперимент: попросите ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если ребёнок не говорит, то и пальцы у него напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или наоборот, вялые, «ватные», не делают отдельных движений. Эти дети будут испытывать затруднения на занятиях по изобразительной деятельности.

Ребёнку, у которого речь развивается по возрасту, удаётся повторить за вами изолированные движения пальчиками. Учёные установили, что детям после трёх лет доступны следующие позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо». Дети четырёх лет могут успешно воспроизвести движения: ладонь – кулак – ребро. В чём же заключается связь движений пальцев и успеха в развитии речи и изодеятельности?

В ходе эволюции человека движения руки, её пальцев, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение человек выполнял руками всё более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. [1.,56]

Примерно таков же характер развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи [2,.c.4]

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период делают массаж, сгибание-разгибание пальцев.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают:

- мозаику;

- пористые губки (сжимать – разжимать);

- клубочки ниток (для наматывания);

- пособия по застёгиванию пуговиц;

- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;

- различные пособия со шнуровками;

- палочки (выкладывать узоры) и многое другое.

В период работы в центре реабилитации для детей-инвалидов, мне приходилось заниматься в основном с детьми с ДЦП (детский церебральный паралич). У таких детей наблюдаются различные формы дизартрии и, практически всегда, страдает моторика. Развить их речь невозможно без специального массажа органов артикуляции. Для этого традиционно проводится зондовый массаж. Но кроме этого мы успешно применяли и нетрадиционную методику - криотерапию.

Уже работая в детском саду, и столкнувшись с трудностями детей-логопатов в изодеятельности, мы решили попробовать применять криотерапию в своей практике.

Криотерапия – контрастная терапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Методика проведения криотерапии при проведении занятий по ИЗОдеятельности. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности:

- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т. д. ;

- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);

- развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию детям с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание);

- очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

Существует ещё одна процедура, активизирующая мыслительную и речевую деятельность детей:

Аурикуло-массаж. 1. Быстро загнуть ушные раковины к лицу и резко отпустить (2 раза).

2. Поглаживающие движения ушных раковин по часовой стрелке и против часовой стрелки (10-15 сек).

3. Оттягивание мочек ушей вниз (15-20 сек).

4. Массирующие движения мочек ушей по часовой стрелке и против часовой стрелки (20 сек).

5. Большой палец поставить в слуховое отверстие, указательный – под козелок. Резко сжимать козелок (20 сек).

6. Массирующие и сжимающие действия на противокозелок (20 сек).

Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время. А значение криотерапии переоценить невозможно. У детей значительно улучшаются не только движения кисти руки, но и стимулируется развитие речи.

Литература:

1. Пятница Т. В. Справочник дошкольного логопеда. - Р н/Дону6 Феникс, 2009.-479с.

2. Темникова В. Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М. :Гном и Д, 2010.- 48с.

Публикации по теме:

Оформление уголка для развития мелкой моторики в логопедической группеОформление уголка для развития мелкой моторики в логопедической группе Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 09:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД