МААМ-картинки

Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

МАРИЯ
Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объёма двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности их малоподвижности или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных систем организма, необходимо:

Публикация «Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» размещена в разделах

1. Повысить интерес детей к различным видам деятельности.

2. Увеличить объём двигательной активности детей.

3. Поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение.

4. Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности. Для того чтобы решить эти задачи нужно использовать

нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников, которые смогут заинтересовать исключительно всех детей. В этом должны принимать участие родители, дошкольное учреждение, в дальнейшем - школа.

В сентябре я провела диагностику умений и навыков по физическому и музыкальному воспитанию и пришла к выводу, что детям необходимо не только укреплять здоровье, но и содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Я поставила перед собой такие задачи:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольника.

3. Развивать творческие и созидательные способности ребёнка. Чтобы решить эти задачи я изучила оздоровительно-развивающую

программу «Детство». Эта программа взаимосвязана с программой воспитания и обучения в детском саду. В ней представлены все разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

- Организованные формы на занятиях.

- Совместную деятельность взрослого и ребёнка.

- Самостоятельную деятельность ребёнка.

- Воспитания навыков поведения.

- Ознакомление с окружающим миром.

- Развитие речи.

- Художественную литературу.

- Конструирование.

- Изобразительное искусство.

- Игру.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач, которые определены в программе работы детского сада : эти задачи конкретизированы целью воспитания здоровых детей.

Для проведения занятий с использованием нетрадиционных средств физического воспитания требуются условия, в частности наглядные пособия: разнообразные комплекты модулей, «сухие бассейны», наполненные пластмассовыми шариками, мячи-фитболы и др.

- массажные коврики, прозрачные гантели, шерстяные мячи (помпоны, ленты на резинке, китайские палочки, мягкие поролоновые палочки с липучкой, половинки мячей, мат-«трансформер», следы из линолеума и т. д. (все оборудование изготовлено своими руками).

- стаканчики-оригами для пальчиковых игр.

- шапочки к подвижным, музыкальным играм.

Дети очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Замечено, что с самодельными игрушками они играют даже охотнее, чем с готовыми, и бережнее к ним относятся. Этот интерес я активно использовала при изготовлении нетрадиционного оборудования.

Сначала мы с детьми изготовили гантели: взяли бутылки из-под лимонада (1л, 1,5л, нарисовали на них смешные рожицы, приклеили волосики из цветной бумаги, налили воды и получились гантели весом 1кг и 1,5 кг.

Из ниток для вязания сделали мягкие мячи: вырезали шаблон диаметром 5-10 см, обматывали нитками, разрезали. Использовали для бросков в движущуюся цель (друг в друга).

На занятиях по конструированию изготавливали шапочки для пальчиковых оригами, затем рисовали глазки, ротик, носик из цветной бумаги приклеивали бороду или косички, хвостики и т. д.

По утрам провожу ритмическую гимнастику. В младшей, средней группах использовала комплексы «Куклы», «Цыплята», «Цыганочка» и т. д. В старшей, подготовительной группах детям больше всего нравится делать гимнастику под современную музыку. Добивалась от детей соотношения движения с музыкой. Поначалу не многим детям это удавалось, но со временем у них выработалось чувство ритма и темпа, для них это превратилось в игру.

Занятия ритмической гимнастикой способствовали развитию музыкального слуха, повысилась активность детей на музыкальных занятиях, это было заметно на утренниках, развлечениях.

На прогулках провожу множество подвижных игр - её воспитательная ценность зависит от правильного проведения. Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры,

но, как правило, варианты их проведения отсутствуют. В пособии В. А. Шишкиной, М. В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М. 1998 г.) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т. д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме. Проводя игру «Поезд» я изменяю её традиционное начало: (дети строятся в колонны по одному - не держась за руки) введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты:

1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через тоннель - дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны остановиться, желтый - идти, зеленый - бежать.

У игры «У медведя во бору» есть несколько вариантов (ср. ст. гр.) :

1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку)

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т. д.)

3. Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезают боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руки вверх)

4. Перед берлогой препятствие: ручеёк (две скакалки) через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под Дугу).

На занятиях вместо физминуток использую отрывки ритмической гимнастики, а также различные пальчиковые игры и «танцы» рук такие как: «Солнечный зайчик», «Трик-трак», «Смехота», «Паутина» и т. д. Провожу итоговые комплексные занятия, состоящие, например, из ознакомления с художественной литературой, физкультурные, лепка и т. д. Они дают определённый результат на закрепление пройденных тем.

После сна провожу дыхательную, а так же лечебную гимнастику. Для того, чтобы дети поняли значение лечебной гимнастики показала им «Сказку о вирусятах» в театре кукол.

Оздоровление детей с помощью известных форм закаливания сегодня не в полной мере обеспечивает оптимальный уровень их физического развития.

Эффективным методом укрепления детского организма, развития личности ребёнка является проведение лечебных гимнастик, экологических занятий и экологических троп здоровья. На тропах здоровья применяются такие нетрадиционные методы укрепления здоровья детей как аромотерапия, стопотерапия.

Дети старшей, подготовительной группы очень любят экологические походы. Единственным условием в походе является одежда по погоде, защита головы от солнца и удобная лёгкая обувь. Ходьба развивает выносливость, является профилактикой многих заболеваний. Если же в процессе движения приходится преодолевать спуски, подъёмы, идти по песку, то ходьба в этом случае носит тренировочный характер.

В подготовительной группе проводила такие походы, как: «в гости к лесной Фее», «в гости к Нептуну», и т. д. у которых была интересная для детей цель. Они должны были добраться до определённого места, отдохнуть, расслабиться, полежать, вдыхая в себя целебный лесной воздух, походить босиком по песку, по шелковистой траве, что оказывает тренирующее воздействие на рецепторы стопы.

Дети имеют возможность полюбоваться окружающим пейзажем, последить за движущимися объектами, что тренирует зрение, послушать звуки леса, принять воздушные и солнечные ванны.

Обучение, проверка и закрепление знаний по физической культуре эффективно осуществляется на физкультурных досугах и развлечениях. Это всегда зрелищное и радостное событие. Их ждут, к ним готовятся, и они надолго остаются в памяти. Игровые физкультурные занятия, развлекательные досуги и праздники наполнены занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми сказочными героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают реализовывать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

Важная роль в воспитании детей принадлежит родителям. В ходе учебного года на родительских собраниях я довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по воспитанию здоровых детей.

Провожу физкультурные досуги с участием родителей. Пример родителей благоприятно влияет на детей.

В течение года были проведены родительские собрания на темы:

1. Что такое ритмика?

2. Всё для здоровья ребёнка.

3. Использование нетрадиционного оборудования.

В пропаганде использования нестандартных средств физического воспитания я широко использую наглядность. В течение года сделала папки-передвижки, в них помещала материал об использовании нестандартного оборудования, перечень литературы для взрослых и детей, образцы книг, задания по закреплению знаний.

Используя нетрадиционные средства физического воспитания, я повысила интерес детей к физкультурным занятиям, а вследствие чего здоровье детей улучшилось, реже стали болеть простудными заболеваниями.

Многие из моих выпускников занимаются в танцевальном кружке, показывают высокие результаты на физкультурных занятиях.

Публикации по теме:

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возрастаИспользование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей на тему:«Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей.

Современный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОО Растущий организм нуждается в движении. Поэтому основной задачей детского сада является оздоровление, обеспечение разностороннего физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 15:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем МАРИЯ (УИ 217480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД