МААМ-картинки

Нетрадиционные методы оздоровления детей. Опыт работы

Литвиненко Наталья
Нетрадиционные методы оздоровления детей. Опыт работы

Литвиненко Натальи Владимировны воспитателя МБДОУ №9 «Теремок»

Введение.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее время приобрела особую актуальность. Причины тому социальные и экологические.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления детей, Опыт работы» размещена в разделах

Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.

Словосочетания «здоровьесберегающие, здоровьесохраняющие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы. Но проблема остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относится. Эту задачу взрослым (педагогам, родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка.

Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.

Поиск путей укрепления здоровья для каждого члена общества является не разовой мерой, а долгосрочной программой. Одним из направлений этой программы является формирование материальной базы и пропаганда занятий, физической культурой, спортом, закаливание, отказ от вредных привычек.

Особенно важно заложить основы здорового образа жизни ребенка в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

Цель данной работы: рассмотреть нетрадиционные формы оздоровления дошкольников.

Объектом данной работы выступает учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом данной работы является процесс формирования физически развитых и здоровых детей.

Гипотеза: если использовать в процессе учебно-воспитательной работы с детьми нетрадиционные формы оздоровления, то это будет способствовать улучшению состояния здоровья подрастающего поколения, т. к. нами будут созданы специальные условия.

Изучение методик и технологий по здоровому образу жизни, а так же анализа работы в ДОУ позволили мне создать особые подходы в создании системы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни в образовательной деятельности через организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной). Практическая реализация методов оздоровления осуществляется в ДОУ через различные виды детской деятельности, в использовании здоровьесберегающих технологий, интегрированного подхода в решении задач таких областей, как «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».

Основная часть.

Практическое применение нетрадиционных методов оздоровления детей.

1. Оздоровительный дозированный бег.

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега:

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.

Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.

Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.

Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.

Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

Сколько по времени длится оздоровительный бег.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.

Проводить оздоровительный бег лучше:

до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,

в конце прогулки,

после занятий.

Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.

Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.

Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

(то есть снять теплую кофту)

Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

2. Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.

Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.

Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.

Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз,затем для мышц туловища (наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания, для мышц ног (приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)

Список использованной литературы.

Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.

Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. – СПб., 1999.

Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. – М., 2000.

Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4–6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21–25.

Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль. 1999. - NQ2. - с. 29-30.

Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М., 2002.

Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.

Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.

Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4.

10. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М. : Медицина, 1989.

11. Имангалиев А. и др. Формирование здорового образа жизни - на научную основу //Мысль. - 1999. - NQ 11-12. - с. 24-26

12. Караманова Л. В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. - 1986. - №11.

13. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М. : ФиС, 1985, 93 с.

14. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.

15. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М. 1983.

16. Канаева Н. Здоровый образ жизни - долгосрочная программа // Финансы Казахстана. - 1998.- NQ6. - с. 29-31.

Публикации по теме:

Самопрезентация воспитателя. Видеопрезентация Самопрезентация воспитателя, Поляковой Натальи Владимировны г. Пущино. В видеопрезентации отображены цели и результаты деятельности нашего.

Приложение к заявлению по аттестации Пришло время к аттестации на 1 квалификационную категорию. Очень переживала, как писать приложение к заявлению. Но оказалось что труда сильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы оздоровления детей. Опыт работы
Опубликовано: 26 мая 2013 в 22:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД