Светлана Сёмина
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Когда-то ещё девчонкой я узнала о благороднейшем на земле деле – воспитании детей. Как это прекрасно, важно и необходимо помочь ребенку вырасти гармонично развитой личностью. Я подумала: «Только человек, обладающий тонкой и нежной душой, верой в свои силы и знания, понимающий и любящий детей, способен на это волшебство». А значит, именно таким человеком я должна стать! Ради этого стоит жить и работать!
Публикация «Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
И вот совсем молоденькой я пришла работать в детский сад. Первые ребятки – такие маленькие, трепетные, доверчивые…
Молодость и нетерпение дать своим детям как можно больше и сразу заставляли меня находиться в постоянном поиске. Сколько традиционных и инновационных методов и приемов я испробовала на себе и на своих доверчивых ребятишках. Познакомилась с различными технологиями и методиками. Но особенно привлекла мое внимание система развивающего обучения, с направленностью на развитие творческих качеств личности – иными словами технология творчества ТРИЗ (Г. С. Альтшулер).
Концептуальное положение её таково: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Цель моей работы – развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, Способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.
Чтобы добиться этого, я ставлю для себя такие задачи:
1. Воспитывать в детях качества творческой личности.
2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании самоценности.
3. Формировать умение включаться в игровую задачу.
4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.
В решении всех этих задач незаменимую роль играет, конечно же, сказка.
Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?
Сказка это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок существо активное от природы, он любит не просто слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу : лиса всегда хитрая, жаль колобка, и не болит у нас сердце оттого, что раздружились лиса и журавль. Я же учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. То есть дети выступают непросто в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.
Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, которые я использую в своей работе. Всё это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.
Расскажу о некоторых из них.
1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения ( например: А что было бы если… колобок повстречался в пути со злым волшебником? А что было бы если…теремок не развалился)
2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера).
3. Метод разрешения противоречий – чит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия ( например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)
4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. ( например: как вытащить хвост из проруби, не повредив его в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.
5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность. Использую так же зеркальный куб.
Знакомство с технологией «Песочный дворик» (Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) и её практическим использованием для развития у детей творческих способностей стало для меня настоящим открытием! С помощью песочных иллюстраций я знакомлю детей с произведениями мировой художественной литературы. Не даром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Когда ребенок не только слушает сказку, а еще и видит как двигаются (действуют) герои сказки, т. е сочетает слуховой и зрительный анализаторы, он более глубоко воспринимает содержание сказки и на более длительное время запоминает её.
Песочница является замечательной средой и для создания сказок. Без наглядной опоры сочинить сказку ребенку гораздо труднее, нежели когда он видит фигурки, расставленные в песочнице. Часто сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок.
Так почему же все-таки на песке? Спросите вы. Потому что песок – это праздник детства! Вспомните свое детство… Ну кто из нас в детстве не играл
В куличики? Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ведерко, формочки, совок – первое, что мы приобретаем своему ребенку, Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, Поэтому использование технологии «Песочный дворик» на развивающих и обучающих занятиях, с одной стороны существенно повышает мотивацию к занятиям, с другой, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы использование песочницы оказывает ещё и терапевтический эффект.
В песочнице создается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, а это очень важно, т. к. тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.
Групповые игры на песке способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.
Что нужно для игры в песок(
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру, подобно богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Работа с песком для развития творческих способностей ребенка – удивительный и увлекательный процесс, в котором я готова участвовать постоянно.
Обычно каждая наша работа со сказкой заканчивается театрализованной игрой. Когда дети распределяют роли, надевают костюмы и играют сказки собственного сочинения в театрализованной студии, приглашая своих родителей и детей из других групп.
Результатом моей педагогической работы является :
1. Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.
2. Умение детьми решать проблемные ситуации.
3. Высокий уровень творческого воображения.
Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему. Ведь сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.