Ольга Гришунина
НОД 2 Русская печь
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
декабрь 2014г.
воспитатель Гришунина О. В.
МДОУДС№4 г. Белинский
Задачи:
П: формировать представления о предметах быта в русской избе : (печь, ухват, коромысло);
продолжать знакомить детей с историей своего народа.
Публикация «НОД 2 Русская печь» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Р: обогащать словарный запас названиями предметов быта; учить чётко произносить слова потешек, поговорок; закрепить умение употреблять в речи уменьшительно – ласкательные существительные, прилагательные; закрепить умение составлять предложения с однородными членами; знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, поговорками.
С: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа; формировать желание угощать своих друзей, прививать в детях гостеприимство; формировать желание приготовить угощение своими руками.
Х: закрепить умение слушать народную музыку, обыгрывать русские песенки; развивать эстетические чувства детей; развивать умение видеть красоту русского орнамента.
, Игра «Встреча с хозяйкой».
Хозяйка: Подходите, гости дорогие,
Да рассаживайтесь поудобнее.
Входя в избу, волей – неволей каждый поклонится хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтобы меньше дуло. (Дети рассматривают атрибуты русской избы и слушают рассказ.
Да, дети, это русская печь. Только в России делали её вот такую, она занимала почти пол – избы. И люди радовались, что такая она большая, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, и вылечит. Одно слово _ Матушка! «Без печи и изба не изба!», «Мала печенька, да тёпленькая» - говорилось в народе. С печью связана вся жизнь и весь быт русского народа, а образ печи стал традиционным для русских сказок.
Показ слайдов.
“Что из угла в угол в доме не переставишь?”
Дети: Печь.
Хозяйка: Почему, вы решили, что это печь?
Дети высказываются.
Хозяйка:Печь рисунки углем рисовала
И при этом все она мечтала.
Вы их ребята, рассмотрите
И о печке расскажите.
Мнемотаблица “ Печка”
Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
Дети: В доме стоит печь.
Хозяйка: В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повтори. В большом, деревянном доме стоит печь.
Хозяйка: А это что за предмет? (Кирпич)
Дети: Печка сложена (сделана) из кирпича.
Хозяйка: А это что за предметы? (Дрова)
Дети: Печку топят дровами.
Хозяйка: Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.
Хозяйка: Посмотрите, дети, что это?
Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)
Хозяйка: Повтори. Из трубы идет серый дым.
А здесь кухонная утварь.
Дети:
На печи в чугунке варят вкусный суп и кашу.
Испекли вкусные сладкие пирожки с повидлом.
На печи сушат сапоги, варежки.
На печи греется пушистый, рыжий кот.
Рассматривание иллюстраций из сказок.
Как помогает печь Машеньке? (Дети высказывают своё мнение по сказке «Гуси – лебеди».)
А это из какой сказке картина? (Дети рассказывают про Емелю.)
Печь складывали из кирпичей, обмазывали глиной. Такой печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением.
Печь не только обогревала избу, но и пекла хлеб, пироги, блины. Кто знает пословицы о печи?
Чтение пословиц.
--«Когда в печи жарко, тогда и варко»
«Что есть в печи, всё на стол мечи.»
«Не красна изба углами, а красна пирогами.»
«Умей в гости звать, умей и угощать.»
На печи готовили еду. Какую русскую еду вы знаете? (Ответы)
Ребё нок: «Щи, да каша – пища наша!»
Физкультминутка «Ай, качи!»
Ай, качи, качи, качи! Дети выполняют движение руками.
Глянь, баранки, калачи, Показ пальцами, кулачками.
Все румяны, горячи, Показ надутых щёк.
С пылу, с жару из печи. Показ надутых щёк.
Игра «Приготовим кашу». (Дети обследуют крупу, по одному называют, какая каша получится.)
Воспитатель: Это пшено, дети --- каша пшённая.
Это гречка, дети --- каша гречневая.
Это манка, дети -- каша манная.
Это овсянка, дети --- каша овсяная.
Воспитатель: Варили кашу в горшке или в чугуне (показ). Чугун ставили в печь, а чтобы не обжечься, брали в руки ухват (показ).
Томилась каша в печи, какая получалась, как вы думаете? (Вкусная, душистая, мягкая, сладкая).
Воспитатель: Пойдёмте, поглядим, что находится за печкой.
Это левый угол, он назывался «красный», то есть красивый. Что стоит здесь? (Стол, скамейки.) И весели над столом всегда иконы (показ).
Хотите посидеть за таким красивым столом, рассаживайтесь.
Хозяйка: А вот вам и каша. Прошу всех отведать.
(Дети кушают кашу.)
Игра «Отгадай, о чем говорю»
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
Длинная рука чугун держит за бока. (Ухват.)
«На плечах дуга держит вёдра, в них вода». (Коромысло.)
«Новая посуда, а вся в дырках». (Решето).
(Слышна русская мелодия.)
Воспитатель: Делу время, а потехе час.
Обыгрывание русской народной песни «Красная девица».
Итог: У кого мы были в гостях?
Какие предметы мы рассматривали?
Какие каши мы варили?
Какие поговорки вы запомнили?