Получи документы

НОД для детей 6–7 лет «Богатыри земли русской»

Ирина Мартынец
НОД для детей 6–7 лет «Богатыри земли русской»

Конспект занятия-мероприятия для детей 6-7 лет " Богатыри - земли русской".

Программное содержание:

1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.

3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.

4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Публикация «НОД для детей 6–7 лет „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

5. Обогатить словарь детей существительными : богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная.

Предварительная работа.

1. Работа по подбору материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Рассматривание картин. К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

3. Слушание частей произведений: А. Бородина «Богатырская симфония», М. П. Мусоргского «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

4. Чтение русских сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка», и др.

5. Слушание в записи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

6. Выставка книг:

• "Сказки о русских богатырях, Москва, 1980.

• Л. Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

• Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

• Г. В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

• Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»

• Презентация - викторина "Богатыри земли русской"

8. словарь:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга.

9. Чтение пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге богатырей.

10. Оформление «Музея» :

• Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы,кольчуги;

• родовое дерево (нарисованное);

• картина «Русские богатыри»;

• рисунки детей и аппликации.

11. Разучивание с детьми ролей постановки танца.

Материалы и оборудование: Картины богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия.

ХОД:

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в такой стране, у которой очень красивое имя. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель. Очень много интересных т красивых стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная страна, восхитительная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная.

Воспитатель: Подойдите к карте и Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша страна?

Дети: Большая, огромная, богатая. Есть здесь океаны, реки и озера, моря горы, леса и поля. Россия – это самая большая страна в мире.

Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой?

Дети: Она была меньше. Здесь проживало не так много людей.

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовывалось русское государство. Называлось оно Русью. Было оно вначале очень маленькое, но для наших предков-славян это была огромная страна.

Посмотрите вокруг, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о прошлом нашей страны, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, потому что здесь книги о богатырях, картины.

Воспитатель: ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое нашей Родины. Много у нас в стране лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавне наших врагов – хотели они получитьнаши земли. В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они нападали на Русь, разоряли деревни, забирали в плен женщин и детей.

Девочка: Добрый вечер, добрые молодцы и красные девицы!

Дети:

Девочка: Хорошо живется на Руси, великая и могучая наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного. Только беспокойно стало в царстве - государстве нашем. Стали налетать на нас силы тёмные.

Раздаются звуки Свиста, топота коней, крики.

Воспитатель: Ребята! Враги на нас напали, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. Вы должны отгадать загадки, чтобы узнать кто это:

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь

В ноздри он дышал огнем

Ночью стало словно днем

Он украл забаву

Потащил в дубраву

(Змей Горыныч)

-Что же нам делать? Кто же нам поможет?

Раздается звон колоколов.

Ребенок: Позвоним сейчас в город, будем богатырей звать. Издавне колокол людям помогает, как беда стучится - сразу звонит.

начинается музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, знаете кто это?

Дети: Это богатыри.

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину.

Воспитатель: Ребята, по преданиям какие существовали богатыри?

Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.

Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – большим великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?

Дети: Это богатырь – Святогор, Горыня.

Воспитатель: Что вы можете рассказать об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

(Ответы)

1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.

3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают.

Воспитатель: С кем поделился своей богатырской силой Святогор?

Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним стали как братья.

Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?

Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.

Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?

Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.

Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?

Дети: Они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода. Все они стали героями героических сказок.

Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

А сейчас, ребята, давайте представим себя богатырями.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри».

Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам представим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу (Руки вверх)

Беседа о Богатыре – Человеке.

Воспитатель: Ребята, каких богатырей вы ещё знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.

Воспитатель: Откуда вы узнали об этих богатырях?

Дети: Из былин, сказок.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слова быль, было.

Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: Сказитель.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.

Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются) представляются:

1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь.

2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст, да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»

Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.

Физминутка

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель:

-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат».

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель: Ребята, давайте по отгадываем загадки.

• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Воспитатель: А как богатыри выбирают коней себе?

Дети:

- А коней они себе выбирают под стать… сильных да выносливых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» .

Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».

Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»

• К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,

• И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?

Дети:

- Головою думай, а силой борись.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Сам погибай – а товарища выручай

- Жить - Родине служить.

- Своя земля и в горсти мила.

- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.

Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

И я хочу подарить вам каждому по дубовому листочку.

Воспитатель: Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Музыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» ВидеоМузыкально-спортивный досуг «Богатыри земли русской» Видео Дети входят под песню с флажками. Перестроение с флажками под музыку «Моя Россия» Гр. Непоседы Вед: Сколько народов, сколько традиций.

Музыкально — спортивный праздник Богатыри земли русскойМузыкально — спортивный праздник Богатыри земли русской Сценарий музыкально -спортивного праздника к Дню защитника Отечества «Богатыри земли русской»(старшая и подготовительная к школе группы).

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской»Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской» Дети с флажками маршируют. Становятся полукругом. 1. Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник Праздник мальчиков и пап! Всех военных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей 6–7 лет «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 14:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД