Марина
НОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
- Продолжать знакомить детей с грибами (из каких частей состоит гриб, название съедобных и несъедобных грибов);
- Рассказать об условиях, необходимых для роста и развития грибов;
- Познакомить с правилами сбора грибов;
- Обогащать словарный запас детей (грибница, чернушка, сыроежка, дождевик, свинушка, трутовик, поганка);
Предварительная работа.
- Беседа «Что мы знаем о грибах»;
Публикация «НОД „Да, грибы искать не просто — они маленького роста!“ Наблюдения на целевой прогулке» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- Чтение и пересказ рассказа В. П. Катаева «По грибы», К. Д. Ушинский «Грибы», Л. Толстой «Девочка и грибы», М. М Пришвин «Старый гриб», С. Аксаков «Грибы»;
- Заучивание стихов и загадок о грибах;
- Художественное творчество детей по теме «Грибы»;
- Предварительно выяснила, где на участке детского сада выросли грибы.
Ход наблюдений.
Организационный момент.
Объявляю детям, что у нас сегодня необычная прогулка, и для того чтобы узнать, чем мы будем заниматься во время прогулки, нужно разгадать загадку.
Загадка: «Сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл!»
Ответы детей.
Блиц – опрос по теме «Грибы»:
- Как называют людей, собирающих грибы?
- Какие грибы вы знаете?
- Какой гриб мечтает найти каждый грибник?
- Из каких частей состоит гриб?
- Кто питается грибами?
Ответы детей.
Словесно – дидактическая игра «Подбери парное слово». (Осина – подосиновик, берёза – подберёзовик, мох – моховики, пень – опята).
Обобщая ответы детей, уточняю, что грибы – это растения. Гриб состоит из «ножки», а на ней сверху – «шляпка». У грибов нет ни корня, ни стебля, ни листьев. От ножки гриба под землёй тянутся в разные стороны, переплетающиеся тонкие белые «ниточки» - они называются грибницей. Грибница – это подземная часть гриба, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.
Повторяем с детьми Правила сбора грибов:
- Детям можно собирать грибы только в присутствии взрослых.
- Нельзя собирать и даже брать в руки грибы, которые не знаешь – они могут оказаться несъедобными и ядовитыми.
- Нельзя срывать или сбивать ногами грибы просто так, потому что грибами питаются и лечатся многие животные.
- Нельзя собирать грибы старые и червивые, а так же растущие вдоль дорог железнодорожных и шоссейных, в городских парках и скверах, так как грибы впитывают в себя все вредные вещества из окружающей среды.
Мы отправляемся за грибами без корзинки и договариваемся не трогать грибы руками, потому что грибы, собранные в городской среде – опасно для здоровья!
Ребята с удивлением «находят» среди кустарников грибы – чернушки. Рассматриваем с детьми грибы, рассказываю о том, что это съедобные грибы, их собирают для засолки.
Среди травы дети с восторгом «обнаруживают» хорошо знакомые им грибы – сыроежки. Напоминаю о том, что сыроежка съедобный гриб. Шляпка гриба бывает разнообразной окраски.
Словесно – дидактическая игра «Сосчитай до 5».
(Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов. Одна чернушка, две чернушки и т. д. Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки и т. д.)
У самой изгороди ребята замечают необыкновенные грибы – дождевики. Кто – то из детей случайно наступает на гриб, и он лопается, выпуская споровый порошок тёмного цвета. После этого ребята вспоминают, что уже видели их, когда собирали грибы с родителями и ещё их называют «дедушкин табак». Напоминаю ребятам, что дождевики считаются съедобными грибами, пока не потеряют белизну – из них варят суп.
Рассматривая с ребятами найденные грибы, рассказываю о том, что на нижней стороне шляпки гриба образуются споры, когда гриб созревает, споры высыпаются и разносятся ветром в разные стороны. Из проросших спор образуется грибница, из которой может вырасти много грибов. Для того, чтобы сохранить, не повредить грибницу, грибы нужно осторожны срезать или отщипывать, а не дёргать их.
Пословица «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут».
Рассматриваем с детьми несъедобные грибы.
Свинушки до 1981 считались условно съедобными, в настоящее время – ядовитыми. Свинушки накапливают в себе вредные вещества в больших количествах.
Н. Шемякина «Грибы свинушки»:
«Ни для жарки, ни для сушки
Не пригодные свинушки,
Не едят их даже хрюшки –
Несъедобные свинушки!»
Трутовик – гриб паразит, растёт на сухих ветках берёзы, от этого дерево разрушается и становится трухлявым. Этот гриб ребята нашли самостоятельно, и им стало интересно узнать о своей находке.
Под кустами, в сыром тенистом месте ребята отыскали поганки, множество мелких грибов белого цвета на тонких ножках. Объяснила ребятам, что ядовитые грибы нельзя топтать или сбивать ногами, так как они приносят пользу деревьям.
Целевые прогулки в летний период позволяют обобщать, уточнять и расширять знания и представления детей о природе, развивать наблюдательность.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!