Светлана Егорова
Картотека «Наблюдения весной на прогулке в средней группе».
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения в природе на прогулках :
«Капель»
Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями. Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки вряд висят.
«Пришла весна»
Публикация «Картотека „Наблюдения весной на прогулке в средней группе“,» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей…
«За небом и облаками»
Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек.
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
«Перелетные птицы»
Цель: Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах. Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц.
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
«Почки на деревьях»
Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
«Первые листья на деревьях»
Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
«Первые листочки на деревьях»
Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Закрепить знания детей о листочках. Из почек появляются листочки. На березе листья сморщенные, клейкие, гармошкой, темно-зеленые. На тополе – листья блестящие, клейкие, темно-зеленые.
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже весна!
«Зеленый ковер»
Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений. Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.
Я по травке на лугу
В белых тапочках бегу.
А трава хорошая!
Ну-ка тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется –
Мне смеяться хочется.
«Цветут деревья и кусты»
Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Учить находить сходные и отличительные признаки между сережками вербы и березы. Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности цветения деревьев и кустов. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень,
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
«Цветут деревья и кусты»
Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. На что похожи сережки вербы?
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
«За первоцветами»
Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его строением. Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.
Голубенький, чистенький
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок…
«Солнышки на траве»
Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами и их строением. Показать детям, как на свежей травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
«За работой дворника»
Цель: Продолжать наблюдать за работой дворника. Научить уважать труд взрослых. Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника?
Встанет дворник на заре,
Все очищает во дворе
И кусты обрежет сам.
Красота на радость нам!
«За работой на клумбах»
Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах. Продолжать учить уважать труд взрослых. Понаблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно, на почву (сухая земля, на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду, вскопаю грядку,
Мягкой грядка быть должна –
Это любят семена.
«Перелетные птицы»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Прививать у детей любовь к перелетным птицам. Предложить детям понаблюдать за деятельностью перелетных птиц. Птицы сидят на деревьях, кричат, собирают ветки для гнезд, чтобы высиживать яйца.
Летели две птички,
Собой невелички.
Где они летели,
Все люди глядели,
Где они садились,
Все они дивились.
«Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами: утками, гусями и т. д. Познакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Рассказать, что перелетные птицы весной возвращаются с юга. Начинают строить гнезда для выведения птенцов. Птицы начинают купаться в лужах, питаются с проталин свежей зеленой травой и червячками.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
«За первоцветами»
Цель: продолжать знакомить детей с первоцветами – мать-и-мачехой. Раскрыть особенности роста и развития первоцвета: нет листочков, сразу вырастают цветочки. Обратить внимание детей на проталины, покрытые желтыми цветами – мать-и-мачехой. Рассказать, что у мать-и-мачехи вырастает сначала стебелек, а затем, когда цветок отцветет, то вырастают большие зеленые листья.
Желтые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
«За транспортом»
Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года. Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
«Червяки»
Цель: показать отличительные особенности червяка, продолжать учить детей заботиться о природе, учить беречь природу. На улице становится тепло, и земля стала теплой, постепенно из нее выбираются червяки. Особенно их много после дождя. Внешний вид червяка: длинный, похож на веточку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. Червяков поедают птицы.
«Весеннее небо»
Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.
«Дождь»
Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь. Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».
«За майским жуком».
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
Чок-чок-чок-чок!
Прилетел в сад жучок.
На березу сел
— Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей
— Летите скорей!
Жука проглотите
И мой сад спасите!
«За цветником»
Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Мне не нужен огород, ягода клубника
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
«За божьей коровкой».
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
«За комаром».
Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
«За стрекозой».
Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
«За бабочкой».
Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам.
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.