Нафисет Шантыз
Комплексное занятие в старшей группе по теме «Животные — наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки.
Материал: собаки (санитар, пограничник, милиционер, спасатель, артистка, пожарник). Книга «Всё о собаках». Мордовская сказка «Как собака друга искала». Песня «Пропала собака». Пластилин, доски, салфетки, вода, стеки.
Ход занятия.
-Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
-Сколько весенних месяцев вы знаете, какие? (Три. Март, апрель, май).
-Сколько времён года вы знаете, какие? (Четыре. Зима, весна, лето, осень).
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе по теме „Животные — наши помощники“» размещена в разделах
-А сколько месяцев в году? (Двенадцать).
-Сколько дней в неделе? Назовите их. (Семь. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
-Назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь).
Загадка: «Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?»
(Весной).
-Какие признаки весны вы можете назвать? (Потеплело, солнце светит ярче, птицы прилетают – стали больше чирикать, стала пробиваться первая зелёная трава, скоро на деревьях появятся почки).
-А стихи о весне вы знаете? (Читают три, четыре стихотворения).
-Дети, отгадайте загадку: «Гладишь ласкается
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит».
(Собака).
Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
Расскажу про собаку,
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена
Про то, как была
Человеком приручена,
О том, сколько дел
Собаке поручено.
-А вы знаете, кто был предком собаки? (Волк).
В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жильё, ходить на охоту).
Вот первую дали собаке работу –
Жильё охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скучала вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.
Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.
Собака – друг человека. Почему так говорят? (Случай в аэропорту).
Ведь друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
-Давайте вспомним с вами мордовскую сказку «Как собака друга искала?»
Вопросы: Кого собака встретила первым? Кого они испугались? (Зайца, лягушку).
-С кем потом подружилась собака? Кто их напугал? (Волк, уж).
-С кем затем ночевала собака? Кого они испугались? (Медведь, ящерица).
-С кем сдружилась собака? Почему? (С человеком. Он дал еду, жильё, стал собаку на охоту водить).
Физминутка: «Буратино потянулся».
Да, на войне собаки были верными друзьями солдат. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.
Вперёд! Сомнений больше нет,
Настроен пёс решительно,
Сперва взяла собака след
И следом – нарушителя!
На границе собаки – верные помощники пограничников.
Собаки по запаху находят оружие, наркотики, нарушителей.
Собаки в милиции помогают находить преступников и обезвреживать их.
Они помогают людям в экстремальных ситуациях.
Спасают людей из-под снежных лавин, во время землетрясений, помогают охотникам. Стерегут стада баранов, коров, коз, лошадей.
Они спасают утопающих, вытаскивают их из воды.
На Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.
Угадайте, кто в космос летал раньше всех? (Наши Российские «Лайка», «Белка» и «Стрелка»).
И конечно же – они прекрасные артисты.
Зал аплодирует, хохочет!
Что за прыжки, что за повадки!
В награду – сахара кусочек,
Но труд артиста, - ох, несладкий!
-Дети рассказывают наизусть стихотворение З. Александрова «Дозор».
Собака понимает человека, значит и человек должен понимать собаку.
-Ребята, вспомните рассказ «Пожарные собаки».
Вопросы: Где происходили события? (В Лондоне).
-Как звали собаку? («Боб»).
-За что ей дали медаль? Сколько детей она спасла? (За героизм, 12 детей).
Собака: виляет хвостом – здоровается;
уши торчком – насторожилась;
скалит зубы – злится;
гавкает – предупреждает об опасности;
нюхает носом – голодна, надо кормить.
Показываю на примере щенка.
-Что любит собака? (Косточку погрызть, хорошо поесть, играть, бегать).
-Какие породы собак вы знаете? (Декоративные, рабочие, охотничьи, чау-чау, далматинцы – неспортивные, басенджи – которые не умеют лаять, басет – хаунд – не умеют плавать и т. д.).
-У кого дома есть собака? Как её зовут?
Рассказать, как за ней надо ухаживать. Вовремя кормить, гулять водить, делать прививки. Нельзя трогать собак, а то может укусить. После контакта с собакой надо помыть руки с мылом.
-Ребята, маленький щенок мне хочет что-то сказать. Шепчет на ухо.
-Вы знаете, у неё нет друзей. Давайте ей вылепим друзей – собак.
Дети под музыку «пропала собака», лепят собак.
-Сколько собак у меня в руке? (Одна).
-А сколько вы вылепили собак? Давайте подсчитаем (десять).
-Отгадайте задачку: 6 щенят, да мама – «Лайка»
Сколько будет, сосчитай-ка?
(семь).
Игра: «Как живёшь?»
Итог: Что мы делали на занятии? Какие породы собак вы узнали? Собаки каких профессий бывают?