Алёна Головырина
«Прощай, Зимушка-зима». Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область «Творчество»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Музыка»(музыкальное творчество)
в подготовительной группе
«Прощай, Зимушка-зима!»
Цель:
Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.
Задачи:
1. Воспитательные:
Публикация «„Прощай, Зимушка-зима“, Конспект НОД по музыке в подготовительной группе (область „Творчество“)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• приобщение к музыкальному искусству;
• прививать любовь к народному культурному наследию;
• умение видеть характерные эстетические признаки.
2. Обучающие:
• расширять знания о Масленице;
•способствовать закреплению умения инсценировать песни, импровизировать танцевальные движения;
• учить петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности песен в соответствии с характером и жанром произведения.
3. Развивающие:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• поощрять проявление творчества, инициативы;
• формировать умение создавать выразительный образ.
Методы и приемы:
наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация;
словесный – объяснение, беседа, рассказ;
репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.
Материалы и оборудование:
наглядные пособия –детские музыкальные инструменты, платочек, чучело Масленицы; проецирующий аппарат, музыкальный центр, фортепиано.
План образовательного процесса:
1. Вход – «Полянка» в записи оркестра народных инструментов;
2. Песенка-приветствие «День добрый!» муз. К. Андреаса.
Программные задачи: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей с целью формирования полноценной личности ребенка. Настрой на позитив, эмоциональную приподнятость, дружеское отношение друг к другу.
3. Рассматривание слайдов на масленичную тему.
4. Пение: «Масленица широкая», р. н. п.
Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.
5. Слушание: «Весна» А. Вивальди.
Программные задачи: формировать умение различать оттенки настроения в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми; воспитывать в детях чувство красоты (природы, живописи, поэтического слова, музыки)
6. Игра в ансамбле шумовых инструментов: «Ой, вставала я ранёшенько».
Программные задачи: учить технике исполнения на бубнах, рубеле, колокольцах, играть в ансамбле, соблюдая ритм, развитие музыкальных и творческих способностей детей.
7. Пение: «Блины» р. н. п.
Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.
8. Музыкально-ритмические движения :
1) Упражнение: танцевальный шаг на носочках.
Программные задачи: учить легкости и ритмичности выполнения шага на носочках, держать осанку.
2) Танец «Самовар».
Программные задачи: стимулировать творческую активность детей, обратить внимание на выразительность движений в танце.
3) Хоровод «Веснянка» р. н. п.
Программные задачи: совершенствовать выразительное выполнение хороводного шага, передавать в движениях характер танца.
4) Русская народная игра «Гори ясно».
Программные задачи: активизировать малоактивных детей, углублять музыкальные впечатления детей, передавать атмосферу игры.
9. Отметка активных детей – оценка и выявление детьми наиболее активных, старательных и артистичных участников образовательного процесса.
10. Выход: «Полянка» в записи оркестра народных инструментов.
Ход образовательного процесса:
Дети входят в зал под р. н. м. «Полянка»
Муз. рук : У меня сегодня, ребята, отличное настроение. А у вас?
А у кого плохое настроение, мы поможем!
Подарим друг другу улыбку?
Музыкальное песенка -приветствие: «День добрый!» муз. К. Андреаса (Муз. рук №2-2004, с. 18.)
Муз. рук: Посмотрите, у всех на лицах появилась улыбка! Всем весело!
Сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в гости к одному старому русскому празднику. Согласны попутешествовать?
Дети: Да!
Муз. рук: Тогда вперед!
Под р. н. м. «Как на тоненький ледок» муз. рук и дети взявшись за руки идут «змейкой», затем дети импровизируют сами ходьбу в разных направлениях,
без помощи педагога.
Муз. рук: Вот мы и пришли.
Загадаю вам загадку,
Вы - скажите мне отгадку.
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На землю холод трясет!
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает!
Муз. рук: Скажите, пожалуйста, а у нас какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Муз. рук: А какой месяц?
Дети: Февраль.
Муз. рук: Я хочу предложить вам послушать музыку, которая прекрасно передаёт состояние природы в конце февраля – начале марта, когда повсюду происходят важные перемены. Февраль - месяц неожиданностей, погодных перемен. Его ещё называют – зимобор, потому, что февраль с зимой борется.
Слушание: «Весна» А. Вивальди.
Беседа по музыкальному произведению :
1. сравнение музыкального произведения с поэтическим словом;
2. в каком исполнении прозвучала музыка;
3. придумывание сказки по данной музыке;
Показ слайдов.
Муз. рук: Послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите, подходит оно к музыке, которую вы прослушали?
Прошла её пора,
Весна в окно стучится,
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
И на Весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая,
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. (ответы детей)
Муз. рук: А сейчас, я вам предлагаю посмотреть на картину и может кто-нибудь узнает какой русский праздник празднуют в конце февраля начале марта?
Все рассаживаются, рассматривают картину.
Дети: Это Масленица.
Муз. рук: Правильно. Февраль богат традициями, обычаями, обрядами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны – Масленица. Её происхождение затерялось в глубокой древности. Давным-давно, отмечая Масленицу, люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.
- А кто главная участница праздника? (кукла Масленица)
- Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти.
Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями.
-А сейчас, ребята отмечают Масленицу? (ответы детей)
- Как отмечают этот праздник? (ответы детей)
-С чем сейчас его связывают? (ответы детей)
Муз. рук: (текст сопровождается показом слайдов)
. Правильно, сейчас Масленица–это народное гуляние, посвящённое проводам зимы, с карнавалами ряженых, ездой на тройках с бубенцами, катанием на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и весёлыми играми и затеями. Не будем и мы отходить от традиций!
Под музыку в зал въезжает на санях Масленица (чучело).
Ой, да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица погости недельку,
Широкая погости другую!
Масленицу ставят в центральный угол.
Ребята, Масленица приехала погостить к нам, чем бы нам её порадовать!
Дети: Песню спеть!
Песня «Широкая Масленица»
Доносится звон бубнов, стук ложек.
Муз. рук: Вы, слышите, кто-то ещё на Масленицу торопится?
Дети: Это ложки, бубны, трещётки и т. д.
Муз. рук: И, действительно, какой же праздник без весёлого оркестра
(объяснение техники игры)
- Что необходимо для того, чтобы сыграть слажено и красиво?
Дети: Прислушиваться к музыке и друг к другу, быть внимательным.
Ансамбль шумовых инструментов
исполнение под русскую народную музыку «Как вставала я ранёшенько».
Муз. рук: Дети, а кто знает, что самое главное в Масленице (ответы детей). Ну, конечно, блины! На протяжении всей Масленицы пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житьё, а Масленица».
Муз. рук начинает говорить слова из песни: «Как на масленой неделе…», дети подхватывают: «…из трубы блины летели!»
Муз. рук: Споём про блины?
Дети: Споём.
Муз. рук: Но вначале вспомним, какая песня по характеру?
Дети: Весёлая, задорная, радостная.
Муз. рук: Значит, и петь мы будем…
Дети: Задорно, весело.
Песня «Блины»(р. н. м.)
Муз. рук: Блинки поели, а чаю-то горячего, ароматного не испили. Выходи-ка, Самовар-Самоварыч, угости нас чайком!
Дети, мы знаем много движений русского народного танца (пружинка с разведением рук, присядка, кружение, топотушки и т. д, и мы знаем песню про самовар, может, покажем Масленице, как мы ей рады?
Дети: Покажем!
Танцевальная импровизация песни «Самовар».
Муз. рук: На Масленицу народ водил хоровод! Зиму провожали, а весну зазывали!
Хоровод «Веснянка» р. н. п.
Муз. рук: По традиции в конце праздника Масленицу сжигали и приговаривали:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Муз. рук: Ребята, вам эти слова знакомы? Откуда они?
Дети: У нас есть игра с таким же названием!
Муз. рук: Поиграем?
Дети: Да!
Русская народная игра «Гори ясно».
Муз. рук: Последний день Масленицы назывался «Прощёное воскресенье», или «Проводы». Прощаясь с Масленицей люди говорили:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Ты не в среду пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Муз. рук: Ребята, а вы хотите попрощаться с Масленицей?
Дети: Конечно, хотим.
Муз. рук: Тогда вместе повторяем:
«Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленицу увозят из зала.
Муз. рук: Вот и закончилось наша встреча с русским народным праздником Масленица.
- Вам понравилось наше путешествие?
- А кто узнал, что-то новое о праздновании Масленицы? (ответы детей)
Активным детям вручаются смайлики. (Определяют сами дети)
Дети выходят из зала под «Полянку» р. н. м.