Тамара Степаненко
Конспект НОД по нравственно-познавательному развитию «Дружба живёт среди нас!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура».
Цель:
Формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения со сверстниками, навыки общения друг с другом.
Комплекс воспитательных задач:
- воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим;
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения;
- воспитывать желание поддерживать друзей, заботиться о них;
- воспитывать чувства доброты и понимания к поступкам сверстников в совместных играх
и ситуациях.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-познавательному развитию „Дружба живёт среди нас!“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Комплекс образовательных задач:
-совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
- обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как друг, верная дружба, честность, справедливость.
- продолжать учить детей использовать в речи «волшебные слова», через подвижные игры строить небольшие диалоги;
- расширять коммуникативные возможности детей, умение подбирать прилагательные к существительным, обозначающим качества человека.
Комплекс развивающих задач :
-развивать мыслительную активность, культуру речи;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений;
- развивать воображение и умение в рисунке отображать свой
замысел.
Оборудование:
-аудиозаписи песни В. Шаинского «Верные друзья», музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов», Э. Григ «Утро».
- две игрушки медвежат, бочонок меда, "Поляна дружбы",
- заготовка цветка на каждого ребенка,
-фломастеры, «цветик - семицветик».
Словарная работа: друг, приятель, знакомый, комплимент, доброжелательный, искренний, верный, крепкая.
Предварительная работа:
-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
-чтение и обсуждение произведений о дружбе : В. Осеевой «До первого дождя» и «Добрая хозяюшка»; Л. Н. Толстого «Два товарища»; К. Д Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
-организация совместной прогулки и общих игр с детьми другой группы;
-разучивание стихотворений, толкование пословиц и поговорок о дружбе;
-изготовление подарков для гостей;
- проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня». «Угадай, кто это».
-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.
1. Ситуативный разговор
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, я сегодня предлагаю поговорить о. Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню. (Звучит песня «Верный друг»).
Вы догадались, о чем мы будем говорить? Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях. А давайте поразмышляем о том, что такое дружба? Что значит дружить? Кого называют другом? (Ответы детей).
Подведение итога:
Молодцы! Правильно рассказали, как надо дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о своих друзьях, старается сделать для них что-нибудь хорошее, договориться по-доброму во время игр, трудовых поручений, не ссорится с ними.
2. Ролевой тренинг по рассказу «Одинаковые» Н. Чабаевский.
Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки. «Мы во всём одинаковые!» - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: «Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…» Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно: «Да ты стала хуже…» «Я? – удивилась Соня, - но ведь тройку получила не я!» «Тройку получила Вера, но она получила её, потому что болела и пропустила занятия… А ты обрадовалась – и это значительно хуже».
Вопросы к детям:
• За что мама осудила Соню?
• Что бы вы сказали Соне?
• Как бы вы поддержали Веру?
Подведение итога:
Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радость, но и горе. Конечно, для веры это не горе, она умная девочка и исправит тройку. Но ведь у друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Нельзя отворачиваться от друга в трудную минуту, надо постараться понять его и помочь.
3. Динамическая пауза "Если есть хороший друг”.
Воспитатель:
Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, (опускают руки вниз)
Дело валится из рук (качание головой, встряхивают кистями)
Но еще не все пропало, (разводят руками)
Если есть хороший друг. (разворачиваются лицами друг к другу)
С делом справимся вдвоем, (пожимают друг другу руки)
С облегчением вздохнем – (делают глубокий вдох, выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются)
И от пыли отряхнем! (отряхиваются).
4. Ситуация общения
«Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их пожалуйста и постарайтесь объяснить.»
Настоящий друг познается в беде.
Вместе тесно, а врозь - скучно.
Один за всех, а все за одного.
В настоящей дружбе так : сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга - так ищи, а нашел - береги.)
5. Упражнение "Паутинка”.
Воспитатель:
А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу, дети говорят о том, что, чем их обрадовал друг или подруга, что в нем (в ней) нравится, за что хотят поблагодарить. А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать). Молодцы, вы у меня очень дружные дети!
6. Разыгрывание ситуации
Воспитатель:
А сейчас будем играть так, как обычно играете вы "Максим играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Данила. Им было интересно. Вдруг Максим услышал, что плачет Денис. "Данила, - спросил он друга, - почему Денис плачет?” "А пусть себе ревет, у него Сашка забрал машину, я видел. Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.
Вопросы:
- Какими вам кажутся Максим и Данила? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
- А как бы вы поступили на их месте? (Я бы подошел к Денису и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).
Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
8. Ситуация - сюрпризный момент.
Воспитатель:
«Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес».
Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пестрые мелькают-
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг,
Собрались мы все на луг.
В центре группы лежат ортопедические коврики-цветы.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками, вокруг себя мы покружились и в бабочек мы превратились. Встали на наши красивые цветочки и собрали нектар» (массаж проходит 2-3 минуты). Наши бабочки покружились и в деток превратились.
Ребята обратите внимание: на нашей поляне появились новые волшебные цветы. Посмотрите, середина цветка — это каждый из вас. (фото детей) Найдите свои цветы.
Дети ищут каждый свой цветок, и садятся за стол.
9. Ситуация -эксперимент
Воспитатель:
Нарисуйте в лепестках лица своих друзей и их настроение, ведь они всегда с вами и в горе, и в радости». Дети начинают работать под музыку Э. Грига «Утро».
Воспитатель спрашивает каждого ребенка о том, кого он нарисовал и предлагает украсить поляну цветами дружбы.
Воспитатель:
Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? (поляна дружбы). Посмотрите в нашей группе расцвел еще один цветок. (Показать детям цветик – семицветик). Цветик — семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные - слова под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Лети, лети, лепесток, через запад на восток.
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему вели.
Вели чтобы.
Дети произносят свои пожелания друзьям.
Воспитатель:
Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу.
10. Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией.
Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.
Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! (Дети не торопясь, встают).
Воспитатель:
Наше путешествие подходит к концу. Что вам больше всего понравилось (ответы детей) Молодцы, я верю, что вы будете ценить, и беречь вашу дружбу. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Ожидаемые результаты:
НОД построена таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: научить не только называть правила, но и объяснять их значение, оценивать поведение и пытаться обосновывать свою оценку, разъяснять отрицательные результаты поведения.