МААМ-картинки

ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»

Инна Гусаренко
ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»
▼ Скачать + Заказать документы

«Научим Незнайку вежливым словам»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Н. Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”. В. Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”.

Г. Остер “Неправильные привычки”.

Стихотвориения

Публикация «ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема „Научим Незнайку вежливым словам“» размещена в разделах

Я. Бжехвы (пер. Б. Заходера) «Очень вежливый индюк»,

С. Маршака «Урок вежливости», «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Беседы на темы:

Поведение в общественном транспорте, магазине, больнице, в театре (кино, цирке).

Дидактические игры: С/и «Назови ласково», «Словарь вежливых слов», «Комплемент» и т. д.

Настольная игра «Этикет».

Рабата с иллюстрациями «Речевой этикет».

Разучивание сценки: «Будьте добры, скажите, пожалуйста…»

Словарная работа: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, не стоит благодарности, до свидания, до новых встреч, всего хорошего.

Материалы и оборудование:

• бумага и цветные карандаши ;

• картинки с этичным и не этичным поведением ребенка (детей);

• магнитная доска.

Музыкальное сопровождение:

Песня «Дорогою добра», релаксирующая музыка «Пение соловья».

Технические средства:

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости кто - то пришел. Вы помните этого героя, кто он? Правильно это Незнайка! Но он какой-то грустный сегодня:

Здравствуй Незнайка! Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?

Незнайка: Ну, ну я вчера был на дне рождения у этого, как его Знайки – задавайки. Все было хорошо, пил, ел, веселился, болтал со всеми без умолку.

А когда уходил, мне этот Знаичка и говорит что я невежда, не культурный, и мне нужно поучиться какому-то, этому как его этикету.

Воспитатель: Ты знаешь Незнайка в какой-то степени я с Знайкой согласна.

Незнайка: Это еще почему?

Воспитатель: Ну, потому что ты к нам в группу когда вошел даже не поздоровался.

Незнайка: Ну, здрасте!

Воспитатель: Незнайка во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

Ребята давайте с вами встанем по кругу, возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Воспитатель: Здравствуйте это слово- приветствие. Ребята, какие добрые и вежливые слова вы еще знаете?

(Ответы детей)

Но для того чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Послушайте пожалуйста правила: Я буду читать вам преложение, а вы по смыслу дополняеть ее волшебным словом. Отвечать будут те дети на которых я укажу:

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).

2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

3. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).

4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

6. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

7. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов. Ребята скажите мне пожалуйста как эти слова вам помогают в жизни.

(Ответы детей)

Воспитатель: Да как говориться в пословице : «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».

Воспитатель: Ну Незнайка, а ты что ни будь запомнил.

Незнайка: Ну слова то я запомнил. Только все равно не пойму при чем здесь этот этикет, и где ему учат?

Воспитатель: Про этикет тебе расскажут наши ребята. А ты Незнайка пока присядь и послушай.

(Чтение стихотворения про этикет)

Что такое «этикет»?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята как вы можете своими словами объяснить слово этикет.

А бывает ещё речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения в ситуациях обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и т. д. неотъемлемый компонент вежливости. И мы сегодня с вами вспомним о речевом этикете в общественных местах.

Воспитатель: Назовите мне пожалуйста общественные места, где вы чаще всего бываете.

Дети: Детский сад, школа, кинотеатр, театр, музей, магазин, больница и т. д.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить правила речевого этикета

(Рассматривание слайдов и чтение стихов о правилах поведения. см. Презентацию)

Воспитатель: Ребята давайте с вами подведем итог, назовите мне пожалуйста формулу речевого этикета:

Думай,

• кому говоришь,

• что говоришь,

• где говоришь,

• зачем говоришь,

• какие из этого будут последствия.

Воспитатель: Молодцы справились и с этим заданием, но я вижу что вы уже устали, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз - вперёд, а два — назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

Воспитатель: Ну Незнайка теперь ты понял почему Знайка назвал тебя невеждой?

Незнайка: Потому что я не знал волшебных слов, и не умел правильно себя вести. Но теперь ребята научили меня правилам этикета и я постараюсь соблюдать их.

Незнайка наши дети очень много знают и умеют. И они приготовили для тебя сюрприз, сценку которая называется:

«Будьте добры, скажите, пожалуйста…»

Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:

- Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?

- Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки… Я подбегу…

По дорожке шла немолодая женщина в черной шляпке и перчатках. Она вела на поводке маленькую собачку.

Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:

- Ой, тю… те… ба… извините, ща скоко время?

- Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.

- Время, грю, скоко, а?

Женщина посмотрела на часы:

- Сейчас…

Но Федя уже не слушал ее. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки – нос к носу.

- Ав, ав, ав, - пролаял пудель.

- Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя.

В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:

- Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, я вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.

Надежда Петровна воскликнула:

- Какие странные манеры,

Немедленно примите меры!

Дедушка позвал Федю и Юру:

- Вот что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста…

Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил:

- Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?

- Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз.

- Спасибо, - сказали мальчики.

Рефлексия

- Правильно ли вел себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чем проявилась его невежливость? (Он не сумел сформулировать вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал ее, а начал играть с собакой.)

- Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?

- Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?

Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили много вежливых слов, правильных слов. Но слова бывают разные и добрые, и злые, и грубые и т. д.

Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос: Какие эмоции т. е. чувства может вызвать слово?

(Ответы детей: растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…)

Воспитатель: Верно! Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят. Слова вызывают у людей разные эмоции, ребята я предлагаю вам нарисовать ваше настроение в виде смайликов. Отразите на листе бумаги ваше настроение, которое вы испытываете на данный момент.

(Звучит спокойная музыка дети рисуют.)

Анализ рисунков, воспитатель предлагает нескольким детям рассказать о своем настроении, и о причине того или иного настроения.

Воспитатель: Ребята я предлагаю подарить наши рисунки Незнайке. Чтобы он смотрел на них, и вспоминал о нас, и о том чему мы его сегодня научили.

Незнайка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли! До свиданья!

Рефлексия: Ребята скажите мне пожалуйста что вам сегодня на занятии больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно.

Формирование речевой культуры старших дошкольников Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»
Опубликовано: 30 августа 2014 в 15:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Гусаренко (УИ 214021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД