Инна Гусаренко
ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Научим Незнайку вежливым словам»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”. В. Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”.
Г. Остер “Неправильные привычки”.
Стихотвориения
Публикация «ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема „Научим Незнайку вежливым словам“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Я. Бжехвы (пер. Б. Заходера) «Очень вежливый индюк»,
С. Маршака «Урок вежливости», «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
Беседы на темы:
Поведение в общественном транспорте, магазине, больнице, в театре (кино, цирке).
Дидактические игры: С/и «Назови ласково», «Словарь вежливых слов», «Комплемент» и т. д.
Настольная игра «Этикет».
Рабата с иллюстрациями «Речевой этикет».
Разучивание сценки: «Будьте добры, скажите, пожалуйста…»
Словарная работа: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, не стоит благодарности, до свидания, до новых встреч, всего хорошего.
Материалы и оборудование:
• бумага и цветные карандаши ;
• картинки с этичным и не этичным поведением ребенка (детей);
• магнитная доска.
Музыкальное сопровождение:
Песня «Дорогою добра», релаксирующая музыка «Пение соловья».
Технические средства:
Мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку.
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости кто - то пришел. Вы помните этого героя, кто он? Правильно это Незнайка! Но он какой-то грустный сегодня:
Здравствуй Незнайка! Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?
Незнайка: Ну, ну я вчера был на дне рождения у этого, как его Знайки – задавайки. Все было хорошо, пил, ел, веселился, болтал со всеми без умолку.
А когда уходил, мне этот Знаичка и говорит что я невежда, не культурный, и мне нужно поучиться какому-то, этому как его этикету.
Воспитатель: Ты знаешь Незнайка в какой-то степени я с Знайкой согласна.
Незнайка: Это еще почему?
Воспитатель: Ну, потому что ты к нам в группу когда вошел даже не поздоровался.
Незнайка: Ну, здрасте!
Воспитатель: Незнайка во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.
Ребята давайте с вами встанем по кругу, возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Воспитатель: Здравствуйте это слово- приветствие. Ребята, какие добрые и вежливые слова вы еще знаете?
(Ответы детей)
Но для того чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Послушайте пожалуйста правила: Я буду читать вам преложение, а вы по смыслу дополняеть ее волшебным словом. Отвечать будут те дети на которых я укажу:
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).
2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
3. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).
4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
6. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
7. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов. Ребята скажите мне пожалуйста как эти слова вам помогают в жизни.
(Ответы детей)
Воспитатель: Да как говориться в пословице : «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».
Воспитатель: Ну Незнайка, а ты что ни будь запомнил.
Незнайка: Ну слова то я запомнил. Только все равно не пойму при чем здесь этот этикет, и где ему учат?
Воспитатель: Про этикет тебе расскажут наши ребята. А ты Незнайка пока присядь и послушай.
(Чтение стихотворения про этикет)
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: Ребята как вы можете своими словами объяснить слово этикет.
А бывает ещё речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения в ситуациях обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и т. д. неотъемлемый компонент вежливости. И мы сегодня с вами вспомним о речевом этикете в общественных местах.
Воспитатель: Назовите мне пожалуйста общественные места, где вы чаще всего бываете.
Дети: Детский сад, школа, кинотеатр, театр, музей, магазин, больница и т. д.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить правила речевого этикета
(Рассматривание слайдов и чтение стихов о правилах поведения. см. Презентацию)
Воспитатель: Ребята давайте с вами подведем итог, назовите мне пожалуйста формулу речевого этикета:
Думай,
• кому говоришь,
• что говоришь,
• где говоришь,
• зачем говоришь,
• какие из этого будут последствия.
Воспитатель: Молодцы справились и с этим заданием, но я вижу что вы уже устали, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
Воспитатель: Ну Незнайка теперь ты понял почему Знайка назвал тебя невеждой?
Незнайка: Потому что я не знал волшебных слов, и не умел правильно себя вести. Но теперь ребята научили меня правилам этикета и я постараюсь соблюдать их.
Незнайка наши дети очень много знают и умеют. И они приготовили для тебя сюрприз, сценку которая называется:
«Будьте добры, скажите, пожалуйста…»
Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:
- Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?
- Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки… Я подбегу…
По дорожке шла немолодая женщина в черной шляпке и перчатках. Она вела на поводке маленькую собачку.
Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:
- Ой, тю… те… ба… извините, ща скоко время?
- Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.
- Время, грю, скоко, а?
Женщина посмотрела на часы:
- Сейчас…
Но Федя уже не слушал ее. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки – нос к носу.
- Ав, ав, ав, - пролаял пудель.
- Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя.
В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:
- Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, я вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.
Надежда Петровна воскликнула:
- Какие странные манеры,
Немедленно примите меры!
Дедушка позвал Федю и Юру:
- Вот что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста…
Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил:
- Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?
- Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз.
- Спасибо, - сказали мальчики.
Рефлексия
- Правильно ли вел себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чем проявилась его невежливость? (Он не сумел сформулировать вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал ее, а начал играть с собакой.)
- Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?
- Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?
Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили много вежливых слов, правильных слов. Но слова бывают разные и добрые, и злые, и грубые и т. д.
Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос: Какие эмоции т. е. чувства может вызвать слово?
(Ответы детей: растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…)
Воспитатель: Верно! Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят. Слова вызывают у людей разные эмоции, ребята я предлагаю вам нарисовать ваше настроение в виде смайликов. Отразите на листе бумаги ваше настроение, которое вы испытываете на данный момент.
(Звучит спокойная музыка дети рисуют.)
Анализ рисунков, воспитатель предлагает нескольким детям рассказать о своем настроении, и о причине того или иного настроения.
Воспитатель: Ребята я предлагаю подарить наши рисунки Незнайке. Чтобы он смотрел на них, и вспоминал о нас, и о том чему мы его сегодня научили.
Незнайка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли! До свиданья!
Рефлексия: Ребята скажите мне пожалуйста что вам сегодня на занятии больше всего понравилось?