Елена Струкова
НОД по лепке «В гости к мамушке Ладушке»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
«В гости к мамушке Ладушке»
общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Струкова Елена Анатольевна, воспитатель
Радужный
Публикация «НОД по лепке „В гости к мамушке Ладушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Задачи: Познакомить с технологией изготовления оригинальных хлебобулочных изделий (рогалики, плетенки, хворост) при помощи тестопластики. Продолжать учить работать с тестом: замешивать по рецепту, раскатывать в тонкий пласт скалкой, делить на части ножом, придавать сложную форму разными способами: скручивать, плести, сворачивать, выворачивать. Расширять опыт работы с тестом.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, умение работать по схемам.
Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры, любовь к своей семье; желание сохранять семейные традиции (домашняя кухня, праздники); бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: Подготовка теста по рецепту. Расширение кулинарного опыта: дети рассматривали разные виды изделий из сдобного теста, сравнивали по форме, определяли способы изготовления (формообразования); замешивали тесто и раскатывали его с помощью скалки, получали печенье силуэтным способом – с помощью формочек для выпечки.
Материалы, инструменты, оборудование: Для показа детям: рогалик (круассан, хворост, плетенка; фотографии дымковских игрушек «Печка-матушка». Для работы: готовое тесто; доски разделочные; скалки; стеки; противни; фартуки; схема на каждого ребенка» Румяные заплетушки от мамушки Ладушки.
Ход занятия:
Вводная часть:
Помещение оформлено элементами русского народного быта. Воспитатель встречает детей в русском народном сарафане. Дети заходят в группу.
Воспитатель: Проходите гости дорогие. Ребята, вы не одни сегодня у меня в гостях, поздоровайтесь. Зовут меня мамушка Ладушка. Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в прошлое.
Воспитатель: Вправо, влево повернись и в прошлом окажись. (слайд 1, музыка народная)
Воспитатель: Вот мы и оказались в прошлом. Присаживайтесь на стульчики и послушайте сказ про мамушку Ладушку.
Сказ про мамушку Ладушку.
В старинные годы я - мамушка Ладушка была великой искусницей-хлебодельницей. (слайд 2). День изо дня, из недели в неделю, из года в год трудилась я у жаркой печки – ладила хлеба сытные да душистые.
(слайд 3) Непочатую воду брала для хлебов до зари, молча, втайне, из семи источников. (слайд 4) Тесто замешивала, читая молитвы, разговаривая с ним, чтобы выше поднялось и принесло здоровье. Мягкое тесто нежилось под руками, добрело, распухало. (слайд 5) Затем открывала я трубу и затопляла печь.
Тесто продолжало подниматься, пока топилась печь, она должна быть хорошо протопленной, но не слишком жаркой… В печь хлеба я ставила, так же «провожала» заговорами. (слайд 6) Смазывала караваи легким перышком. На честное веселье всем добрым людям и на радость славный выходил хлебушек – пышный и румяный, с крепкой блестящей корочкой и мягким легким нутром. (слайд 7) И плыли из избы да во двор, да по широкой улице душистые волны хлебного духа.
А если вдруг случалось кому-то в дальнюю путь-дорогу ехать из родного дома, тогда пекла я хлебцы-подорожники. (слайд 8) И пока водились в заплечной сумке подорожники, казалось путнику, что светит ему во мраке огонь родного очага. (слайд 9) Чудится, словно теплые, невидимые руки поддерживают, гладят уставшую склоненную голову, и слышится рядом тихий ласковый шепот: «Отдохни, родимый, я сберегу твой сон. Все-то будет у тебя хорошо, все будет ладушки».
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки, воды.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Что из чего сделано?». (слайд 10-14)
Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
На слайдах картинки, дети отвечают, из чего сделаны те или иные предметы. Последний слайд хлебобулочные изделия.
Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?
Дети: из дерева
Воспитатель: а какие вы предметы делают из дерева?
Дети: бумага, дома, посуду и т. д.
Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?
Дети: из металла
Воспитатель: а какие вы предметы делают из металла?
Дети: ворота, стул.
Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?
Дети: из пластмассы
Воспитатель: из чего сделаны продукты, изображенные на слайде?
Дети: из молока
Воспитатель: назовите продукты, которые делают из молока
Дети: кефир, творог, сыр, йогурт
Воспитатель: из чего сделаны продукты, изображенные на слайде?
Дети: из муки
Воспитатель: а какие вы знаете продукты, которые готовят из муки?
Дети: хлеб, булочки, батон, вареники и т. д.
Воспитатель: Не просто получить хлеб, долгий он проходит путь, прежде чем к нам на стол попадет. Я предлагаю вам пройти на ковер и отдохнуть.
Физкультминутка «Колоски» (рефлексия) (слайд 15)
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются).
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).
-Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски ( дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
Самостоятельная деятельность детей:
Педагог показываю детям хлебобулочные изделия оригинальной формы (рогалики, хворост, плетенки). Дети рассматривают, сравнивают и пытаются угадать, как получились такие необычные заплетушки. (слайд 16)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте сделаем гимнастику для наших пальцев.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение
«Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Воспитатель: А сейчас вы узнаете как же готовят хворост и круассан. Посмотрите на карточку-схему. (слайд 17)
Воспитатель: Что нужно сделать сначала?
Дети: скатать тесто в шар, потом раскатать в круг
Воспитатель: что для этого необходимо?
Дети: скалка
Воспитатель: дальше необходимо пласт разрезать на треугольники и свернуть начиная с широкого края
Воспитатель: Что бы сделать хворост, что нам необходимо?
Дети: скатать тесто в шар, потом раскатать в прямоугольник, потом разрезать на прямоугольники меньшей формы, в маленьком прямоугольнике сделать надрез и вывернуть один край.
Проходите ребята за столы.
(Детям предлагаются карточки-схемы «Румяные заплетушки от мамушки Ладушки»).
Дети изготавливают из соленого теста рогалики (круассаны, плетенки, хворост, опираясь на схемы, воспитатель при необходимости оказывает посильную помощь
Итог:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами на занятии занимались?
Дети: делали круассаны и хворост из соленого теста
Воспитатель: сегодня вы узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до того, как оказаться у нас на обеденном столе. Сейчас ребята расскажут стих:
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Сколько много вкусного можно приготовить из муки. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей. Карточки-схемы вы заберете домой, на них написан рецепт, и вы дома с мамой или бабушкой испечете настоящий хворост.