Татьяна Нецветаева
НОД в подготовительной группе по звуковому анализу слов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1
Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация»
Воспитатель I квалификационной категории
группы «Солнышко»
Нецветаева Татьяна Николаевна
г Балашов
2013 г
Тема: Звуковой анализ слов «игла», «гуси».
Работа со словами (место буквы в слове). Знакомство с буквой И, и.
Публикация «НОД в подготовительной группе по звуковому анализу слов» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.
Цели: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцирование гласных, твердых и мягких согласных звуков;
продолжать закреплять умение составлять ошибки из двух, трех слов, называть слова по порядку и составлять схему предложения;
познакомить с буквой «И, и» и правилами написания после мягкого согласного звука;
развивать фонематический слух;
учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер персонажей;
закрепить знание свойств снега, знание детьми холодных и теплых цветов, прием ровного закрашивания;
развивать мелкую моторику;
воспитание доброты, чуткости и выражение своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности.
Планируемые результаты: дети проводят звуковой анализ слов, дифференцируют гласные, твердые и мягкие согласные звуки; составляют предложение с заданным словом и схему этого предложения, знают букву «И, и» и правила написания после мягких согласных звуков; конструируют букву И; эмоционально реагируют на литературное произведение, сопереживают героям; знают характерные признаки зимнего времени года и соотносят с зимним периодом особенности жизни людей; рассказывают о свойствах снега, используя в речи синонимы; выполняют рисунок, используя холодные и теплые тона.
Материалы и оборудование: панно по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева», карточки с буквами, домики с зеленой и синей крышей, буква И,и; карточки со снежинками, конструктор ЛЕГО, ракушки, счетные палочки, кубики, колпачки от фломастеров, цветные карандаши, поднос с кусочками снега, салфетки, пособия «Азбука для дошкольников», часть 2; сердечки, вырезанные из бумаги, музыкальный центр, CD диски с записями.
Предварительная работа: разучивание стихов, чтение сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», игры с буквами, знакомство со свойствами снега (на прогулке).
Приемы: музыкальное сопровождение;
уточняющие вопросы детям, направленнне на установление причинно-следственных связей и обращенные к их опыту;
игровые приемы: (подвижные игры «Снежки»,»Мы на саночки садимся»; развивающие упражнения «Найди свой домик», «Узнайте звук», «Найдите одинаковый звук».
Методы:
словесные (обсуждение);
наглядные (панно по сказке «Снежная Королева», иллюстрации;
практические (изобразительная, конструктивная, опытная деятельность;
игровые.
Содержание организованной образовательной деятельности:
– Ребята, посмотрите на панно, которое мы сделали для украшения нашей группы к Новому году. Как называется эта сказка? Как звали главных героев этой сказки?
(Ответы детей)
- Я сегодня в почтовом ящике нашла письмо. От кого оно? (Показываю конверт)
(От Герды)
- Герда просит нас помочь ей попасть в страну Лапландию и преодолеть препятствия Снежной Королевы.
- Поможем Герде? (Да)
- Но чтобы в пути нам не замерзнуть, предлагаю потеплее одеться. Надеваем брюки, куртки, шапки, обуваем теплые сапожки, надеваем варежки.
(Имитируют движения).
- А теперь пора в дорогу. Посмотрите в бинокль. (Имитируют движения)
- Кругом большие льдины, глубокие снега, но мы не будем унывать, нам помогут преодолеть трудный путь северные олени. (Включаю фонограмму «Лесной олень»)
«Покружитесь, покружитесь, все в оленей превратитесь.
Как олени погуляем, постучим копытцем.»
Олени веселятся. (Имитация движения)
- Покружитесь, покружитесь, опять в детей вы превратитесь.
- Вот мы и в стране Снежной Королевы. (Включаю звуковой эффект «Вьюга»
«На севере, в Лапландии
Снежная Королева живет.
Холодная, как льдинка,
И твердая как лед.
Из зимних красок снежных
Холодный ткет ковер»
(сели за столы)
- Первое препятствие Снежной Королевы:
Чем гласные отличаются от согласных звуков?
(Дети читают стихи)
- Как узнать сколько в слове слогов?
- Какое сейчас время года?
(Зима)
-Сколько слогов в этом слове?
(Два, потому что два гласных звука «и, а»)
- Чем слово отличается от предложения?
- С глубоким уважением, составьте предложение. Из двух составьте мне одно, чтоб было длинное оно. Чтоб маленькое слово «а» соединяло их всегда.
«Зима холодная, а лето…. теплое»
«Ночью темно, а утром…светло»
- А теперь сами придумайте предложение со словом «зима»
- Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье слово.
- Составьте схему этого предложения.
Второе задание Снежной Королевы.
- Найдите одинаковый звук в словах. (иней, снеговик, коньки, зима, снежинки)
- Какой звук есть во всех словах? (и)
- Какой он? (гласный)
Физминутка
«Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали,
И в снежки играть мы стали.»
(Во время физминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом имитируют игру в снежки).
(сели за столы)
- А теперь мы не просто поиграем в снежки, а при какждом броске по моей просьбе вы будете называть любое слово со звуком [и] и определять место этого звука в слове.
(Игра на ковре со «снежком»)
Следующее задание Снежной Королевы: «Узнайте звук»
- Если в слове есть звук [и], вы показываете снежинку (карточка с изображением снежинки, если нет – прячете ее.
(Слова : ива, сливы, красный, синий, яблоко, Илюша, вилка, дом)
- А сейчас Снежная Королева спрашивает вас, кто знает букву, которая говорит «иии»
(Буква И)
(Показываю букву и читаю стихотворение)
- На что она похожа? (ответы детей)
«На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок»
(Показываю картинку)
- Ребята, у вас на столе наборы ЛЕГО, счетных палочек, ракушки, камушки, мозайка… Выложите букву «И»
(Дети выкладывают букву «И» на столе)
- А сейчас мы поиграем в игру: «Найди свой домик»
(Дети берут карточки с буквами «И» и домики с зеленой и синей крышей)
- Буквы подружитесь, в слоги превратитесь, в вальсе закружитесь.
- Буква «И» услышала свой голос и побежала в домик
(Дети подбегают к нужному домику)
- Почему домики с синей крышей не пустили букву «И»?
- Где будет жить буква «И»?
(В домике с зеленой крышей)
- Значит, согласные звуки перед «И» будут говорить мягко.
(На доске большой дом с зеленой крышей, ставлю букву «И» рядом с ним)
(Сели за столы)
Работа в пособии «Азбука для дошкольников» (Звуковой анализ слов «гуси», «игла»)
(Дети выходят на ковер)
- Как вы думаете, какой снег бывает?
(Пушистый, легкий, белый рассыпчатый….)
- Какой снег у Снежной Королевы?
(Холодный, недобрый, колючий)
- Я вам дам кусочек снега. (Младший воспитатель выносит поднос с кусочками снега).
- Какой он? (ответы детей)
- А руки у вас? (теплые)
- Что с ним произойдет? (Он растает)
- От чего растает снег (Потому что у нас ладошки теплые)
- Ваши ладошки согреты вашим сердцем. Сердце доброе, ладошки теплые. Вы добрые ребята.
- Осталось преодолеть самое сложное препятствие Снежной Королевы. Она превратила сердце Кая в льдинку. Каким оно стало?
(Холодным, колючим, недобрым, сердитым)
- А какое сердце у Герды?
(Горячее, доброе)
- Как растопить сердце Кая?
(Добротой, лаской, теплом)
- Ребята, вы знаете, что есть холодные и теплые цвета? К теплым цветам относятся красный, оранжевый, цвета огня, солнца.
Теплые цвета вызывают радость, веселье, создают хорошее настроение.
- К холодным цветам относятся голубой, синий. Холодные цвета кажутся грустными, печальными, скучными, сердитыми. У вас на столе лежат «сердечки» и цветные карандаши. Какого цвета карандаш вы выберете, чтобы помочь Герде растопить сердце Кая? (Красный, оранжевый)
(Пальчиковая гимнастика)
(Дети раскрашивают маленькое «сердце» синим цветом, а большое красным)
Итог: Мы сегодня побывали в сказке, помогли Герде растопить сердце Кая. Вам понравилось наше путешествие в Лапландию? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Какое препятствие Снежной Королевы вам показалось самым трудным, сложным? Вы молодцы, все старались. Вы тоже добрые, хорошие ребята.