МААМ-картинки

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности «Три тайны жизни»

Любовь Вдовиченко
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности «Три тайны жизни»

Программное содержание.

Сформировать у детей первоначальное представление об экологии как науке; раскрыть связи между живой и неживой природой; показать как влияние окружающей среды может изменить природу; начать формирование у старших дошкольников экологического сознания, понимания роли человека в окружающей среде.

Оборудование.

Диапроектор, магнитофон, магнитная доска, экран.

Предварительная работа.

Чтение литературных произведений о природе, птицах, растениях.

Экскурсии в лес, парк, к водоему.

Ход занятия.

Воспитатель. Что означает слово дом? Куда вы возвращаетесь после детского сада?

Публикация «Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности „Три тайны жизни“» размещена в разделах

Дети. Дом – это здание, где мы живем… Это там, где наши родители… Это место, куда хочется прийти.

Воспитатель. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в другой город? В другую страну? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос?

Ответы детей.

Воспитатель. Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Сережа ответил:

«Живу я в квартире,

Номер ее 324»

Дом на Садовой?

Этого мало –

Город мне свой назови для начала,

Город Москва на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке,

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красивая наша Земля!

Понял, дружище, вот он, твой дом,

Светлый, красивый, большой!

Воспитатель. Один человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи по планете?

Дети называют птиц, зверей, рыб, растения.

Воспитатель. Дом должен быть чистым, теплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле? Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?

Дети. Леса горя, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда животные и растения. От всех нас, людей, требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым, уютным.

Воспитатель. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной, самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля. Познанием жизни в природе называют таким термином «экология». «Экология» - слово греческого происхождения, образованно из двух слов: «экос» - «дом», «логос» - «учение». Экология - наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. (Показ слайдов о природе на экран).

Воспитатель. Прежде, чем рассматривать каждую из этих экологических связей, давайте с вами вспомним, что такое живая и неживая природа?

Ответы детей.

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам легенду о племени, которое называло себя «Дети Солнца». Она поможет вам понять, какие связи существуют между живой и неживой природой, в живой природе, между человеком и природой.

Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песка, сосчитать их почти невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, долгое время люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды. Там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь; а там, где когда-то парила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить».

И вышли тогда вперед юноши и девушки. И было их столько, сколько, вас сейчас в группе.

Старейший из старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, птицы еще радовали слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку. (Демонстрируется слайд реки и лодки.)

-Вы отправитесь вниз по реке, — сказал старейший из старейших, — и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истина, вы будете превращаться в различных живых существ.

Каждому, кто отправился в путь, дал старейший из старейших по каменной шкатулке, в каждой шкатулке было по З разноцветные бусинки, по 4 белых и по шелковому шнуру. (У каждого на столе стоит коробка, где находятся З цветные бусинки красная, желтая, зеленая, 4 белых и шнур). На своем пути вы трижды подвергнетесь испытанию. Внимательно следите за тем, что случится с вами. Эти превращения помогут вам понять, каким образом три тайны жизни связаны между собой и составляют единое целое.

-Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, нанижите на шнур белую бусину, и тайна раскроется вам, белые бусины соединяют между собой цветные, вместе составляют единое целое — саму жизнь».

Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направляясь вниз по реке. (Демонстрируется слайд.)

Река сделала неожиданный поворот, и путешественники увидели красиво цветущий луг (слайд луга, они услышали музыку луга (звучит аудиозапись). (Дети ходят по лугу слушая звуки пения птиц, журчание ручья).

Путешественники решили, что они готовы познать первую тайну жизни, и нанизали на шелковый шнур белую бусину. (Дети нанизывают белую бусину на шнур)

Тут они почувствовали, что их ноги увязли в почве, они превратились в корень лугового одуванчика. Путешественникам предстояло за несколько часов прожить жизнь растения. (Воспитатель организует беседу, в ходе которой работает с магнитной доской.)

Корень одуванчика всю зиму провел в земле в ожидании солнечного тепла и света, сейчас, весной, он стал впитывать воду и питательные вещества.

Вопрос к детям: Откуда растения получают питательные (минеральные) вещества и воду? (Ребята отвечают на вопрос.)

Под воздействием солнечного тепла и света у одуванчика вскоре зазеленели листья, а еще через некоторое время появился цветочный бутон, расцвел желтый огонек.

Вопрос: Поздно вечером, когда солнце уже садится, что происходит с цветком?

Летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать, но вот прошел дождь, и одуванчик вновь зазеленел после дождя, а на месте желтого огонька появилась пушистая головка, которая под дуновением ветра рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унес их далеко от этого луга.

Вопрос: Какое значение для растения имеет это явление?

Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима. Теплое пушистое одеяло из снега укрыло растение до следующей весны.

Вопрос: Почему я сравнивала снег с теплым одеялом?

Путешественники вновь стали людьми. Они познали первую тайну жизни - выяснили, чем является солнце для растения и какое значение имеют почва и ветер.

Дети делают вывод: солнце — источник тепла и света; почва источник питательных минеральных веществ и воды; ветер распространяет семена одуванчика; дождь питает почву влагой. Первая тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы.

Путешественники поплыли дальше, вскоре они увидели лес, дубраву. Могучие дубы росли, широко раскинув в стороны свои ветви.

Пришло время второй белой бусины. Они нанизали ее и почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями этого древа, каждый из молодых людей стал деревом этого леса, дубом. Каждый из них почувствовал, что в его листве, коре находят пищу и убежище другие живые организмы.

Обращаюсь к детям с просьбой рассказать о тех обитателях дубравы, с которыми они уже знакомы; перечислить виды, для которых дерево является местом обитания, своеобразной столовой; ответить на вопрос: что произойдет, если дуб исчезнет?

(С помощью магнитной доски монтируется макет дуба и его обитателей.)

Произошло обратное превращение деревьев в людей. Они познали вторую тайну жизни — тайну связей, которые возникают внутри живой природы. Путешественники нанизали зеленую бусину, символ связей внутри живой природы, и поплыли дальше вниз по реке. Вскоре река вынесла лодку в открытое море. Настало время третьей белой бусины. Они нанизали ее и почувствовали, что их руки стали белыми крыльями. Люди превратились в прекрасных морских птиц - чаек (демонстрируется слайд). Они услышали крики птиц (звучит аудиозапись). Эти птицы лишь на несколько секунд садились на воду передохнуть и вновь кружились, кружились над морем. Увидели темное пятно, но не придали этому значения. Черное пятно разливалось по воде, а чайки продолжали нырять в поисках рыбы. Вдруг крылья их отяжелели, взлететь чайки уже не смогли, перья были вымазаны «черной грязью», отмыть которую невозможно.

(На этом этапе занятия организуется лабораторная работа по изучению влияния нефтяной пленки на перо птицы).

У каждого на столе лежит перо птицы. Стоит лабораторная посуда, в которой находится вода и немного нефти. Ребята рассматривают строение пера; отмечают его незначительный вес, выясняют значение перьевого покрова. Затем опускают перо в воду с нефтью, пробуют отмыть нефть, рассматривают изменившуюся структуру пера; формулируют выводы.)

Путешественники вновь стали людьми, и, благодаря чайкам, они познали третью тайну жизни — тайну связи человека с природой, ведь это по его вине погибли чайки.

И нанизали они красную бусину как символ связи человека с природой.

Человек связан с природой, является ее частью, но только он обладает разумом. От его действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.

Демонстрирую шкатулку, в которой осталась только одна бусинка - белая, продолжаю рассказ: Путешественники нанизали последнюю бусину, появился старейший из старейших. Он сказал: «Вы познали три тайны жизни. Что означает на вашем ожерелье красная бусина, зеленая, желтая? А теперь завяжите крепким узлом шелковый шнур, и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составляют единое целое. Давайте переберем еще раз бусины ожерелья.

Желтая бусина - символ живой и неживой природы. Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные, ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, почва будет питательной и плодородной.

Зеленая бусина - символ связей внутри живой природы. Пусть всегда растут могучие дубы и другие растения, а рядом с ними обитают различные живые существа.

Красная бусина — символ связи человека и природы. Пусть действия человека в природе будут строго продуманны и не опасны для нее.

Наденьте это ожерелье и помните о трех тайнах жизни и о трех испытаниях, которые вы прошли.

Но главное испытание впереди: Настало время вернуться к людям нашего племени. Вместе с ними восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, вод, разнообразие растений и животных. Восстановить те хрупкие природные связи, которые были нарушены по нашей вине. Племя должно понять либо оно будет жить в мире и гармонии с землей, либо ему не жить вообще.

Вот такая существует легенда.

Публикации по теме:

Наша экологияНаша экология Не для кого не секрет,что в нашей стране очень много проблем связанных с экологией. Загрязнение окружающей среды,истребление многих видов.

Элементарные опыты с объектами неживой природы Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности «Три тайны жизни»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 21:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД