Наталья Сертакова
НОД по познавательному развитию «Основа адаптации живых организмов к наземно-воздушной среде обитания» (с детьми 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с основными адаптациями организмов к наземно - воздушной среде обитания.
Изучить новые понятия: наружный и внутренний скелет, хлорафилл.
Закрепить понятия: среда обитания, адаптация, гидросфера.
Оборудование: глобус, аквариум с растениями, 2 -3 комнатных растения, картинки животных (жук, медведь, птица с гнездом, летучая мышь, картинки с изображением скелета человека, собаки, птицы.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Основа адаптации живых организмов к наземно-воздушной среде обитания“ (с детьми 5–6 лет)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Ход НОД
Введение в игровую ситуацию:
Ребята, мы сегодня отправимся на научно-исследовательскую станцию, где занимаются изучением адаптации организмов к особенностям наземно – воздушной среды.
-Ребята, вспомните, что такое среда обитания? Что такое адаптация? (ответы детей)
-Молодцы. Быстро собираемся, автобус уже отправляется.
Затруднения в игровой ситуации.
Пока мы в пути давайте немного поговорим. Вы уже знаете, что вода занимает большую поверхность нашей планеты и что вся жизнь зародилась в гидросфере, то есть в воде. Наземно – воздушная среда была основана намного позже, так как обитать в ней сложно, и жизнь требует таких приспособлений, с которыми организм сможет выжить в сложной среде обитания.
Открытие нового способа действия.
-Вот мы и приехали. Заходите в одну из лабораторий этой научно – исследовательской станции и садитесь.
-как вы думаете, что является основным отличием водной среды от наземно – воздушной среды обитания? (Ответы детей)
_Вы правильно сказали, что основным отличием наземно – воздушной среды от водной является наличие большого количества воздуха. Наличие воздуха, меняет условия для передвижения, дыхания, водного обмена. Условия в наземно – воздушной среде полностью отличаются от условий в водной среде. В водной среде плотность высокая. А вот в наземно – воздушной плотность низкая. Организмы не могут держаться в определенном положении и поэтому они привыкли к этим условиям. У них появилась своя опорная система: у животных – это скелет наружный (жуки) и внутренний (человек, собака, птица, а у растений появилась механическая ткань.
Открытие нового способа действия.
-Посмотрите в аквариум, в каком положении там растения?
-Посмотрите на наши комнатные растения. Они все находятся в вертикальном положении, отличается от водного положения?
Еще одно приспособление организмов наземно – воздушной среды обитания : полет. (насекомые, птицы, летучие мыши).
Наземно – воздушные организмы меньше по размерам, чем организмы водной среды, иначе они были бы раздавлены собственным весом.
В наземно – воздушной среде много света. Свет проходит через всю среду обитания. В связи с этим появились определенные приспособления:
У растений – образование хлорофита (питательного вещества);
У животных – хорошо развиты органы зрения.
В отличие от водной среды обитания в наземно – воздушной среде мало влаги и поэтому приспособление к жизни на суше по пути выработки адаптаций к экономному расходованию влаги и удержанию воды в организме.
Закрепление.
Температура воздуха не постоянная. Бывает очень жарко или сильные морозы, поэтому у организмов появились определенные приспособления:
Это изменения густоты покрова, запасание кормов, устройства гнезд, убежищ, спячек.
В наземно –воздушной среде больше кислорода, чем в водной среде, и поэтому появились новые органы дыхания – легкие и трахея. Это основные адаптации к условиям наземно – воздушной среды.
Итог: Нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с исследовательской станцией и отправимся обратный путь в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие?