НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе. «Необитаемый остров»

Ирина Кисельникова
НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе. «Необитаемый остров»

Цель. Формирование творческого воображения и оригинального мышления.

Образовательные задачи.

Продолжать расширять у детей представления об окружающем мире.

Закреплять умение анализировать и синтезировать понятие или объект.

Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.

Развивающие задачи.

Развивать внимание, ассоциативное и логическое мышление.

Развивать умение находить компромисс.

Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами.

Стимулировать познавательные способности.

Воспитательные задачи.

Продолжать развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнение собеседника.

Способствовать возникновению чувства симпатии к сверстникам.

Формировать и поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа.

Чтение познавательной литературы: «Детская энциклопедия», «Моря и океаны», «Тайны земли», «Изобретения».

Дидактические игры: «Хорошо- плохо» (умение замечать противоречия в окружающем, «Разноцветный мир» (придумывание аналогий по цвету, «Подарки» (придумывание аналогий по качеству предметов, «Кто о чем думает?» (формирование эмпатии).

Беседы: «Культура общения», «Изменим мир к лучшему».

Оборудование.

Предметы: зерна, расческа, книга, бинокль, аптечка, мыло, карандаш, спички, чашка, песок, зонт, большой платок, веревка, бутыль с водой, календарь, клубок шерстяных ниток.

Картинки: нож, топор, ружье.

Бумажные фигурки ящериц (с одной стороны белые, с другой разноцветные).

Песочные часы, картинки с изображением частей предметов, письмо в конверте, интерактивная доска.

В центре группы ковер, огороженный большими мягкими модулями.

Активизация восприятия с помощью ИКТ.

Дети в свободной деятельности в среде группы.

Включается аудиозапись с тихим шумом ветра и морского прибоя.

В:-Ребята, вы слышите звуки? Что это?

Д:- Это шумит море.

-Шумит ветер, плещутся волны.

В:-Вы правы. А хотите увидеть море?

На интерактивной доске демонстрируются слайды с изображением моря в разное время суток.

В:-В ночь любую,

В день любой

Море занято собой:

По утрам оно одето

В платье розового цвета,

Днем одето в голубое,

С белой ленточкой прибоя.

А сиреневое платье

Надевает на закате.

По ночам

На черной глади-

Мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде

Драгоценности горят.

В:-Каким вы увидели море?

Д:-Ласковым, тихим, спокойным, волшебным…

В:-Ребята, если вокруг шумит море, а мы с вами оказались на небольшом участке земли, как называется это место?

Д:-Остров, мы на острове.

В:-А когда человек попадает в незнакомое, чужое место, как вы думаете, какие чувства он испытывает?

Д:- Опасение, боязнь, страх…

В:-Давайте избавимся от этих неприятных чувств и подбодрим друг друга.

Дети проходят на ковер и садятся полукругом.

Установление позитивного тактильного контакта.

Под тихую, спокойную музыку, дети передают друг другу клубок и называют положительные качества своих товарищей.

В: -Вот так, теперь нам никто не страшен и мы можем смело исследовать остров!

Дети переходят в противоположную часть «острова» и находят сундук.

В:- Вот и первый сюрприз. Как тут оказался сундук? Давайте посмотрим, что в нем и подумаем все ли вещи нам нужны, чтобы выжить на необитаемом острове.

Коммуникативные навыки.

Поиск ресурсов предметов, решение проблемных ситуаций.

Каждый ребенок выбирает предмет, обдумывает свой выбор и рассказывает, выдвигая доказательство.

-«Зерна мне нужны для того, чтобы их посадить, вырастить, собрать урожай и печь лепешки».

-«Если очень голоден, можно их растолочь, залить водой и съесть»

-«Топор нужен для того, чтобы рубить дрова. Можно делать зарубки на дереве и отмечать дни».

- «Карандаш можно воткнуть в песок и сделать солнечные часы».

- «Из большого платка можно сделать гамак или навес от солнца» и т. д.

В: -А если бы в сундуке не оказалось зонта, из чего его можно было сделать?

-А если бы не оказалось ружья? (чашки, полотенца, карандаша, спичек)

Д: -«Прикрыть голову большими листьями»…

-«Можно охотиться с топором или сделать копье»…

В процессе рассуждений, дети ищут аналогичные ресурсы в разных предметах.

В:-На нашем острове такая чудесная погода, я предлагаю вам отдохнуть.

Снятие психомышечного напряжения.

Релаксационная пауза.

Аудиозапись пьесы Франсиса Гойя. На интерактивной доске изображение морского пейзажа.

В:-Полежали на теплом песочке,

потянулись на солнышке,

спрятались в тень,

плывем в прозрачной морской воде (- Что вы видите на морском дне,

ветерок качает пальмы.

Активизация ассоциативного мышления.

Дети переходят на другую часть «острова».

В:- -Отдохнули? Давайте продолжим наше путешествие.

-Оказывается, здесь живут хамелеоны! Вы знаете кто это?

Д: -Ящерица, которая меняет свою окраску.

(Изображения хамелеонов лежат белой стороной вверх, рядом стоят песочные часы)

В:-Какие они бледные. Надо всех хамелеонов разукрасить словами и успеть пока сыплется песок в часах.

Каждый ребенок берет фигурку, переворачивает ее цветной стороной вверх.

Д: -Этот зеленый потому, что сидел на дереве.

-Этот желтый потому, что сидел на осенних листьях.

-Этот черно-белый потому, что сидел на шахматной доске.

-Этот серый потому, что сидел на асфальте.

-Это телесного цвета потому, что сидел на руке…

В: - Давайте придумаем название этой части острова, где живут хамелеоны.

Д:-Остров веселых (разноцветных, волшебных, чудесных, ярких) хамелеонов.

Д:-Остров хамелеонов- клоунов.

«Неожиданно» волны выбрасывают на берег письмо и яркую коробочку.

Содержание письма: «Дорогие путешественники! Вы наверно не догадываетесь, кто завлек вас на необитаемый остров? А это сделал я – царь морей Нептун. Если хотите получить от меня подарок, вы должны выполнить еще одно мое задание».

Анализ и синтез объект

ов. [/b]

Из конверта достаются картинки к игре «Часть- целое».

В:-Дерево может быть частью чего?

Д:- Частью леса, рощи, мебели, книги…

-Капля- часть дождя, росы, тумана, реки, моря…

-Огонь-часть костра, спички, лампочки…

-Дом- часть деревни, города, стройки…

В: -Вот и решили мы все задачи. Какой же сюрприз нам приготовил царь морей Нептун?

Из коробочки каждый ребенок получает морскую ракушку.

А необитаемому острову скажем: «Спасибо и до новых встреч».

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Реализация проекта «Дети в музее» в детском саду. Мини-музей в детском саду Реализация проекта «дети в музее» Мини- музей в детском саду[/i] ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА. Опыт.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Безопасность детей
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе. «Необитаемый остров»
Опубликовано: 31 декабря 2014 в 09:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова»
Мои воспитанники – юные иллюстраторы, как всегда поработали творчески. Они подобрали для разных историй и моих четверостиший контурные картинки. Потом их...
Конспект прогулки «Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра» для детей...
Тема: «Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра» Цели: уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются;...
Осенний праздник в средней группе «Волшебница осень»
Занятие осеннего праздника в средней группе "Волшебница осень" Цель: создание праздничного настроения. Задачи: формировать у детей интерес к явлениям...