Ирина Соболева
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы ищем кляксу»
▼ Скачать + Заказать документы
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 179 «Подснежник»
Конспект образовательной деятельности
По познавательному развитию
с детьми 6-7 лет.
Тема: «Мы ищем Кляксу».
Задачи:
О. О. Познавательное развитие. Развивать любознательность и познавательную мотивацию. Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совершенствовать умение делать умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов разрешения проблемных ситуаций.
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Мы ищем кляксу“» размещена в разделах
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
О. О. Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение чётко и понятно высказывать свои предположения.
О. О. Социально – коммуникативное развитие. Формировать готовность к общению и совместной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, желание сотрудничать со сверстниками, готовность прийти на помощь.
О. О. Художественно – эстетическое развитие. Развивать творчество в процессе преобразования образов.
Материалы и оборудование.
1. Материалы для деятельности детей:
Клякса (фигурка, вырезанная из прозрачного пластика и раскрашенная в тёмно – синий цвет); 15-20 «следов» Кляксы из синей самоклеющейся бумаги, расклеенные на полу групповой комнаты в разных направлениях; изображение Бабы-Яги; 2 большие ёмкости с водой (для пускания лодки и «умывания» Кляксы; блоки Дьенеша по количеству детей ; прямоугольные листы бумаги разной плотности; иллюстрация «Умная галка» (кувшин, на камнях стоит галка); ёмкость с песком; небольшая мерная ложка для насыпания песка; 1 стакан из прозрачного стекла, наполненный до половины подкрашенной водой; 1 цветной карандаш (сильно сточенный, с обгрызенным кончиком); тетрадь; ручка; набор гуашевых красок; «волшебная» кисть.
Таблицы:
~ «Помоги фигурам выбраться из леса»
~ «Найди пары»
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- интерактивная доска;
- отрывки из мультфильма «Мы ищем Кляксу» Союзмультфильм, 1969 г (megogo.net);
- Видеофизминутка «В космосе» (https://fantazeri12.ucoz.ru/
- логические задания для демонстрации на интерактивной доске;
- МР- 3- проигрыватель (1)
- Аудиозаписи (МР-3 диск) «Дождь в лесу», «Лунный свет», «Звуки моря».
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Сутеева «Мы ищем кляксу», совершенствование навыков конструирования лодки из бумаги (оригами).
Содержание.
Мотивационно – целевой этап.
На интерактивной доске показ отрывка из мультфильма «Мы ищем кляксу».
В: Ребята, вы узнали сказку Владимира Сутеева «Мы ищем кляксу»? C Художником снова приключилась беда – с его волшебной кисточки на альбом упала капля синей краски, превратилась в безобразную Кляксу и спряталась между страниц. Художник очень расстроен, ведь он не может сам попасть в сказку, чтобы отыскать Кляксу. Но у Художника есть кисть, волшебная (показывает кисть детям, с помощью которой мы с вами можем очутиться там, где пожелаем. Давайте поможем Художнику найти Кляксу, пока она не испортила все рисунки в альбоме.
Основной этап.
Воспитатель произносит волшебные слова, взмахивая кистью:
Мульти – мульти,
Раз, два, три,-
И в альбоме
Мы внутри!
В: Мы попали в заколдованный лес. Смотрите,- следы Кляксы! Куда они ведут? (к избушке Бабы – Яги). Баба – Яга превратила лесных зверей в геометрические фигуры и они не могут выбраться из лесной чащи. Поможем, ребята? Перехитрим Бабу – Ягу!
Работа с блоками Дьенеша и таблицей «Помоги фигурам выбраться из леса». Дети разбирают фигуры и действуют опираясь на условные обозначения в таблице. Выполняется с комментированием каждого хода (Например, «У меня большой треугольник. Я пойду по этой дорожке, потому что по ней могут идти все неквадратные фигуры, а треугольник- не квадрат, дальше- по дорожке, по которой идут все немаленькие треугольники, потому что немаленький- значит, большой.)
В: Молодцы, помогли зверятам, но Кляксы нигде не видно- она убежала на другую страницу альбома.
Мульти – мульти,
Пятью – пять,-
Идём дальше мы искать! (Взмах кистью)
Звучит аудиозапись «Шум моря»
В: Ребята, мы оказались в открытом море! Кругом акулы! Нужно скорее сделать лодку. Давайте подумаем, какую нужно взять бумагу для лодки, чтобы она долго плавала в воде и не утонула?
Детям предлагается несколько образцов бумаги разной плотности.
Последовательность выполнения задания:
1. Вычленяем объект познания (бумага);
2. Обследуем его свойства (плотность, гладкость, прочность);
3. Ищем связь объекта с более общей системой и её свойствами (вид бумаги и вода);
4. Делаем выводы;
5. Приступаем к практической деятельности (выбирается капитан, делает лодку).
В: Спаслись мы от акулы, но где же Клякса? Куда ведут её следы? Где мы теперь оказались?
Звучит аудиозапись «Лунный свет» (космическая музыка).
На интерактивной доске отрывок из мультфильма (встреча с инопланетянами).
В: Ребята, мы находимся на неизвестной науке планете, которую придумал Художник. Смотрите-ка, - инопланетяне, радуются нашему прилёту, что- то говорят: «Марженгола! Стрикококо!» Вы понимаете что- нибудь, ребята? И я не понимаю инопланетный язык. Как же нам быть?
Дети находят «послание» инопланетян. Воспитатель «читает».
- Жители этой планеты очень любят разные загадки и хотят, чтобы мы их отгадали.
Дети решают логические задания на интерактивной доске.
В: Молодцы, ребята. Посмотрите, какими веселыми стали инопланетяне. Давайте с ними поиграем.
Проводится видеофизминутка «В космосе».
В: Нам пора отправляться дальше, здесь мы Кляксу не нашли.
По пути находят карандаш. Аналитическая беседа с детьми.
- Ребята, подумайте и скажите, этот карандаш старый или новый?
(Оценка внешнего вида карандаша)
- Часто ли рисовали этим карандашом или он лежал без дела? Почему вы так думаете?
(Оценка размера карандаша, его грифеля)
- Что не умели или не любили делать дети, которые пользовались этим карандашом?
(Не любили или не умели оттачивать, так как грифель сильно стёрт)
- А что ещё дети делали с этим карандашом? За что им воспитательница делала замечания?
(На конце карандаша видны следы от зубов – карандаш грызли)
- Вот как много мы узнали о карандаше, настоящие следопыты! Идём дальше!
Звучит аудиозапись «Дождь»
В: Дождь пошёл! И в сказочной стране тоже бывают дожди. Давайте отдохнём немного, пока дождь не пройдёт. А чтобы не скучать, поиграем в игру «Хорошо – плохо».
- Когда идёт дождь – это хорошо? А когда мы можем сказать, что дождь- это плохо? (Дети рассуждают, приводя примеры положительного и отрицательного воздействия на человека, растения, животных).
В: Дождь закончился – пора в путь. Мы попали на страницу альбома, где Художник нарисовал иллюстрацию к рассказу «Умная галка». Галка очень хочет пить, а воды в кувшине мало – меньше половины,- галке никак не дотянуться. Попробуйте догадаться, как всё- таки умная галка смогла напиться из этого кувшина?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает провести опыт – в стакан с подкрашенной водой насыпать немного
песка. Что произошло? (Уровень воды поднялся). Делают вывод – галка бросала в кувшин камни, вода поднялась и птица смогла напиться.
Дети, перемещаясь по группе в поисках Кляксы, находят ручку и тетрадь.
- Эти предметы образуют пару. Какую, как вы думаете? (В тетради можно писать ручкой).
- На этом рисунке тоже есть предметы, образующие пары. Назовите пары, объясните свой выбор. (На рисунке изображены кувшин, цветок, воздушный шар, рыба).
В: Смотрите, ребята,- Клякса! Мы нашли её! Клякса добрая или злая? Как превратить злую Кляксу в добрую (Предложения детей).
В: Давайте её смоем водой. (Дети смывают с Кляксы синюю краску- она становится прозрачной. Затем раскрашивают её «волшебной» кистью Художника в весёлый и добрый цвет – по выбору детей, рисуют улыбку).
Рефлексивно – оценочный этап.
В: Больше не будет Клякса безобразничать! Была злая Клякса- стал весёлый Осьминожек. Пора возвращаться!
Мульти – мульти,
Пятью – пять,-
Вот и в группе мы
Опять!
- Скажите, ребята, с каким заданием вам было сложнее всего справиться в сегодняшнем путешествии? А какое задание было для вас самым лёгким?
- Что надо знать и уметь для того,чтобы с лёгкостью справляться с разными препятствиями?
После занятия фигурка Кляксы помещается в творческий центр группы, дети преобразуют силуэтные изображения, экспериментируют с цветом и отпечатками.
Воспитатель Соболева Ирина Александровна