НОД по развитию речи «Ах, какая она, зимушка-зима»

Марина Черняева
НОД по развитию речи «Ах, какая она, зимушка-зима»

Программное содержание: Познакомить с картиной и художником. Учить детей подбирать слова — определения, эпитеты, сравнения. Учить описывать свои чувства и настроения, вызываемые картиной; учить подбирать красочные выражения для описания. Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа; умение видеть его настроение в зависимости от содержания; узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Репродукция картины Шишкина И. И. Зима, мнемотаблицы.

Предварительная работа: Наблюдение за зимними явлениями в природе, экскурсия в зимний лес, рассматривание иллюстраций и репродукций — зимние пейзажи. Чтение рассказов и стихов о зиме, беседа на тему: «Времена года», Д/и «Художественный салон».

Ход занятия:

Дети заходят в группу. Говорю: «Ребята, посмотрите как красиво вокруг, как будто мы попали в зимнюю сказку.

Чтение стихотворения:

Снежные пушинки

Падают с небес. В кружева оделся

Молчаливый лес.

Солнце из-за тучи ласково глядит.

И земля в алмазах

На ветру блестит. Зеленеют ели

В белой бахроме.

Видится им лето

В величавом сне.

Красная калина у дороги спит,

Вся в рубинах ярких, словно брошь горит.

Белым покрывалом вытканы поля.

Кажется невестой русская земля.

-Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие в такой зимний лес? Ну, тогда в путь!

(Звучит музыка, появляется Снежная Королева.)

Посмели вы сюда прийти?

В моем лесу покой

нарушить?

Так вот! Его вам не видать.

Я заморозила его,

И в льдинки превратила.

Пусть все узнают Королевы Снежной силу! (Улетает.)

-Кто же это такая? (Снежная Королева.)

-Ой, ребята, как сразу холодно и скучно стало в этом лесу. Снежная королева заколдовала сказочный лес, но вы е переживайте, мы с вами поможем лесу. А помогут нам в этом волшебные снежинки. Посмотрите, сколько снега намело! Стало все белым-бело, как много разных красивых снежинок намело вокруг, но среди них есть волшебные снежинки, они необычные, с картинками. Давайте укутаем елку зимними, волшебными словами, назовем слова которые подходят к картинке на вашей снежинке. (дети украшают елку снежинками, называя слова- определения, отвечающие на вопросы: какой? Какая? Какое)

День - морозный, солнечный, ясный, зимний

Зима - снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, вьюжная, унылая

Снег - белый, мягкий, пушистый, голубой, рыхлый, серебристый. Скрипучий

Ветер - сильный, холодный, порывистый, морозный, ледяной

Мороз – трескучий, слабый, сильный, крепкий, лютый

Сосулька – ледяная, холодная, зеркальная, прозрачная, длинная,

Погода – морозная, снежная, ветреная, солнечная, пасмурная

Небо – голубое, ясное, серое, облачное, пасмурное

Снежинка – пушистая, красивая, хрупкая, легкая, воздушная, белая

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Декабрь – холодный

Январь – морозный

Февраль – вьюжный

Посмотрите, какая необычная сказочная елка будет в зимнем лесу из зимних красивых слов! А мы отправляемся дальше в сказку леса. Полюбуйтесь, какое великолепие вокруг, какой покой, тишина! Посмотрите какая ёлочка заснеженная на пути, интересно, а акая же загадка нас здесь ожидает! (ответы детей) (это еще одна волшебная снежинка). Ребята, как же мы ее найдем? Дети находят снежинку, проводится игра «Волшебный лес» каждый из вас назовет слово о зимнем лесе. Какой бывает зимний лес? (дремучий, волшебный, не проходимый, темный, сосновый, сказочный, спящий, красивый, хвойный, зееный) дети передают снежинку друг другу, называя определения к слову лес. Да ребята, такой может быть разный зимний лес.

Ну что же, отправляемся дальше. Ребята, посмотрите, что это у нас на пути? А это что такое? (а это наверное еще одна волшебная снежинка) игра «Музыкальный сугроб»

А чтобы это узнать давайте мы ладошками прикоснемся к ней. Ребята, это оказывается музыкальная волшебная снежинка. Сейчас звучало произведение П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» ;Чайковского П. И «танец снежинок»

если она музыкальная то она может подарить нам еще одну мелодию, а вы представите и в движении выразите то, что почувствуете, слушая музыку. Музыка заканчивается.

Ребята посмотрите, куда привела нас волшебная музыка! Кто же здесь может жить? (снежная королева, дед Мороз со снегурочкой, 12 месяцев, Зимушка Зима). Выходит зима: Да ребята, это я – Зимушка Зима!

Зима: Здравствуйте, ребята.

Вот спасибо вам друзья,

Зимушка вам рада.

Лесу вы помогли, от беды его спасли.

Через все прошли преграды,

И за это вам в награду,

Подарить картину рада!

Зима: а сейчас, приглашаю вас, на свою снежную полянку. Присаживайтесь на снежные сугробы. Начинает рассказ: давным давно, в незапамятные времена жил на земле знаменитый русский художник – И. И. Шишкин. Он был очень талантливым человеком, и всегда на своих картинах он передавал красоту русской природы. Кто ни посмотрит- залюбуется! Я бы с удовольствием побыла бы и полюбовалась бы этим замечательным пейзажем.

Но кончается время волшебных минут,

Меня уже вьюги в дороги зовут

Туда где без края снега, да снега

Где воют метели

И свищет пурга.

Мне медлить нельзя, я должна торопиться

Вам картину зимнюю оставляю я,

Посмотрите, полюбуйтесь на нее друзья! (зима уходит)

А мы попробуем разгадать тайну картины.

Воспитатель читает стихотворение Ф. И. Тютчева – «Чародейкою зимою»

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

-Как созвучно это стихотворение Тютчева картиной И. И. Шишкина «Зима»

- о чем нам рассказали поэт и художник в своих произведения? (о зимней природе, о ее красоте).

-Ребята, зима ушла, а я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в этот лес.

И почувствовать всю красоту зимней природы.

-давайте вдохнем воздух,и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).

-давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох, Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).

- что изобразил художник на картине? (красоту зимнего, заснеженного леса укутанного толстым слоем пушистого снега)

-Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).

-А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные

мощными стволами, как лесные богатыри).

Какими красками передал художник цвет снега на картине? (Необыкновенный, коричневато — белые, кремовый — это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени, он еще и голубоватый).

-Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под ею тяжестью).

-А каким художник написал небо? (между темных силуэтов деревьев видно зимнее, чуть розоватое небо).

-А что лежит на земле под снегом? (Огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое - где уже наклонились, но еще не упали).

Художник назвал свою картину «Зима»

-Какое название вы бы дали картине и почему? (Ответы детей).

- какое настроении вызвало оно у вас? Почему?

Мы с вами рассмотрели картину. Рассказали о ней, а сейчас послушайте мой рассказ по картине. (Звучит музыка).

-Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как - бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычайно белой и тихой природы».

А сейчас, давайте с вами вместе вспомним, какие стихи о зиме знаете вы?

Темный лес — что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути,-

Ни проехать в лесу

Ни пройти.

-Сегодня мы с вами услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали композиторы – в музыке, художник – в картине, поэты – в стихотворениях, о настроении навеянном красотой и напевами зимы. Наше путешествие по волшебному сказочному лесу подошло к концу. Что вам понравилось? что запомнилось?

Занятие закончилось.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Умные помощники» Основная цель работы - усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта; создать.

Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе (часть III) часть 1 Апрель 1-я неделя Занятие 29 «Чтение сказки Д. Родари «Волшебный барабан» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД по развитию речи «Ах, какая она, зимушка-зима»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 21:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ:...
Коллективная работа по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ с применением социо-игровых технологий: «Вальс осенних листьев». Цель:...
Лепбук «Времена года»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Дошкольное детство! Какой же это короткий отрезок в жизни человека! Казалось бы, малыш только –...
Загадки о сказках и сказочных героях
1. Из муки он был печён, на сметане был мешен, на окошке он студился, по дорожке он катился. Был он весел, был он смел и в пути он песни пел. Съесть его...