МААМ-картинки

НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Встреча весны. Птичий праздник «Сороки»

Галина Котельникова
НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Встреча весны. Птичий праздник «Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества

Цель: Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с прилётом птиц и приходом весны.

Задачи:

Образовательные.

1. Познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы и русские народные игры.

2. Знакомить детей с характерными особенностями русского фольклора.

3. Обобщить знания детей о птицах.

Развивающие.

Публикация «НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества „Встреча весны, Птичий праздник „Сороки“» размещена в разделах

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческие способности: певческие навыки, музыкальность на основе фольклора.

2. Развивать среди воспитанников навыки эффективного взаимодействия.

Воспитательные.

1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Воспитывать любовь к природе, желание помогать и заботиться о птицах.

Предварительная работа.

1. Знакомство детей с русским народным творчеством:

• Изучение литературного фольклора: сказок, пословиц, поговорок, закличек, скороговорок.

• Знакомство с музыкальным фольклором: хороводами, песнями, праздничными обычаями.

• Разучивание подвижных и хороводных народных игр.

2. Чтение художественной литературы:

• Разучивание стихотворений о птицах и весне.

• Чтение художественных произведений: В. Бианки «Лесные домишки», Н. Сладков «Лесные сказки», Е. Пермяк «Чижик-пыжик».

3. Художественное творчество:

• Конструирование из бумаги птиц.

• Аппликация с изображениями птиц.

• Лепка и рисование на тему весны и птиц.

Оборудование.

1. Помещение стилизованное под русскую избу: русская печь, скамейки, домотканые половики, керамическая посуда, самовар, плетень, берёзка и т. д.

2. Народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки и т. д.

3. Русские народные костюмы для воспитателя «Хозяйки избы» и детей, атрибуты для игр (шапочка ворона).

4. Испечённые булочки «Жаворонки».

Ход мероприятия:

Дети под музыку взявшись за руки входят в зал, проходят через ворота со словами:

Идёт матушка Весна, отворяй ворота!

Первый март пришёл, всех детей привёл.

А за ним и апрель - отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май, сколько хочешь, гуляй!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Что за праздник сегодня? Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте.

• К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я сын её родной, а родился я весной!

Дети: Ручеёк.

• Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает!

Дети: Весной.

Хозяйка: Молодцы! А у нас какое время года наступило?

Дети: Весна!

Хозяйка:Верно. Весна – это всегда праздник! Ожидание солнышка, природа оживает, пение птиц. А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?

Ответы детей: день стал длиннее, а ночь короче. Снег растаял, бегут ручьи. На деревьях набухли почки. Солнышко светит ярче и греет. Птицы прилетели.

Хозяйка: Правильно! А какой весенний месяц наступает первым?

Дети: Первым наступает март.

Хозяйка: У нас в народе говорят: «Пришёл март-капельник и зима заплакала». Давайте возьмём, друг друга за руки, улыбнёмся друг другу. Вы мне улыбнётесь, я вам. И пожелаем друг другу добра.

Все вместе произносят: «Мы желаем вам добра!»

Хоровод «Весняночка»

• Ой, бежит ручьём вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нет ни снега, нет ни льда.

• Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

• Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поем!

Весну красную зовём.

Хозяйка: А теперь проходите, гости дорогие! Проходите и садитесь на скамьи дубовые, будьте как дома.

Наша изба ровно тепла.

На дворе капель, так и у нас тепель.

Сегодня я пригласила вас на праздник «сороки». День с ночью ровняется, сорок птах издали возвращаются. Есть такая примета: если на «Сороки» будет тепло, то оно простоит сорок дней. В этот день прилетает самая важная весенняя птица – Жаворонок. Так величают пташку, несущую с собой тепло. В народе говорят: «Сколько проталинок, столько и жаворонков». С давних времён на Руси народ закликал весну. Это коротенькие песенки называются закличками. В них взрослые и дети обращаются к весне и птицам и просят принести «хлеба вольного и лета тёплого». Давайте сейчас с вами споём закличку про жаворонков, да покликаем весну!

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой, вы жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Хозяйка: Молодцы, ребята! Скажите, а почему в закличке желают здоровья сначала коровам, овцам и только потом людям?

Ответы детей: Коровам люди желают здоровья в благодарность за молоко, сметану, масло и т. д. Овцам – за тёплую одежду: шубы, шапки, валенки и рукавицы.

Хозяйка: Верно! А если у людей будет еда и тёплая одежда. То и они будут здоровы. А сейчас девочки выходите, мы с вами весну кликать будем.

Девочки:

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Хозяйка: Весной молодые парни и девушки выходили в поле и водили хороводы. Давайте и мы отставать не будем.

Хоровод: «Земелюшка – чернозём».

Хозяйка: С сороками в народе связано много примет. Птицы не только весну на крыльях приносят. Много есть поговорок и примет о птицах. По повадкам и поведению птиц, можно узнать какой урожай будет, какая погода весной и летом будет. А вы, ребята, знаете приметы связанные с птицами? Назовите.

Ответы детей:

1. Ранний прилёт журавлей к ранней весне.

2. Если птицы начали вить гнёзда на солнечной стороне, то жди лета холодного.

3. Ранние ласточки – к счастливому, урожайному году.

4. Если вороны и галки садятся на верхушки деревьев- к морозу.

5. Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

6. Коли грачи на старые гнёзда летят, значит, весна будет дружная.

7. Снегирь зимой поёт на снег и вьюгу.

8. Ласточки совьют гнездо на доме – в этом доме будет счастье.

9. Чайки прилетели – через 12 дней река вскроется.

10. Грач на горе, весна на дворе.

11. Увидал скворца – знать весна у крыльца.

12. 14 марта грачи прилетели, значит, снег рано стает, а лето будет мокрое.

Хозяйка: А мы и скороговорки про птиц знаем, правда, ребята!

Ответы детей:

• «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон».

• «Три сороки тараторки тараторили на горке».

• «Одну сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок».

• «Проворонила ворона воронёнка».

• «Расшумелся воробей,

Вора, вора, вора бей,

Тихо, тихо, тихо, тихо,

Распушилась воробьиха,

И попадали с кроватки

От скандала воробьятки».

Хозяйка: Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем.

Хороводная игра «Ворон».

Хозяйка: А чтобы теплее стало нужно нам с вами солнышко позвать. А ну –ка, ребята помогите мне.

Дети хором:

Солнышко, солнышко,

Красное вёдрышко!

Выгляни из-за горы,

Да до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко,

Красную весну!

Встретило ль ты, ясное,

Вновь свою сестру!

Хозяйка: Выходите, ребята, поиграем с солнышком!

Игра «Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко!

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Сидят на запечке,

Лепёшки валяют,

Тебя поджидают.

Хозяйка: На праздник «Сороки» на Руси пекут птичек жаворонков и раздают их детям, чтобы они весну закликали. У нас в печи тоже жаворонки поспели! Разбирайте ребята! Выйдем на улицу, весну закликать начнём!

Дети разбирают птичек жаворонков и выходят на улицу с ними в руках. На улице все вместе поют:

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поем!

Весну красную зовём.

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой, вы жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5–7 лет) Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет) на 2013-2014 учебный год Сентябрь 1. Занятие.

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Встреча весны. Птичий праздник «Сороки»
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 21:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Встреча весны. Птичий праздник «Сороки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Котельникова (УИ 272510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД