Конспект НОД по развитию речи «Чайная посуда. Иван Иваныч Самовар»

элина беляева
Конспект НОД по развитию речи «Чайная посуда. Иван Иваныч Самовар»

КОНСПЕКТ

открытого занятия по развитию

связной речи

ТЕМА: «Чайная посуда»

«В гостях у Ивана Иваныча Самовара»

Конспект НОД по развитию речи «Чайная посуда. Иван Иваныч Самовар»

Цели занятия:

I.Коррекционно-образовательные:

- актуализация и активизация словаря по теме «Чайная посуда»;

- совершенствование грамматического строя речи:

образование относительных прилагательных;

- согласование прилагательных и числительных с существительными

в роде, числе;

употребление предлога «на»;

- совершенствование связной речи путем развития диалогической речи,

составление загадки-описания;

II. Коррекционно-развивающие:

- развитие мышления;

- развитие целостного восприятия;

- развитие произвольного внимания;

- развитие общей и мелкой моторики;

- предупреждение нарушений чтения и письма;

III.Коррекционно-воспитательные:

- воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

бережного отношения к предметам, сделанным людьми;

Оборудование

Демонстрационный материал:

- столик

- скатерть

- салфетки

- чайная посуда для сервировки: самовар, заварочный чайник,

блюдца, чашки, чайные ложки, конфетница

- чайная посуда для игры «Из чего? Какая, какой, какое, какие?»:

хрустальная конфетница, металлическая сахарница,

фарфоровая чашка, керамический заварочный чайник,

мельхиоровая ложка, деревянная кружка, фаянсовый молочник;

- микрофон

- магнитная доска

- аудиозапись

- книга Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»

Раздаточный материал:

- плоскостные изображения блюдец (разрезные)

- плоскостные изображения чайной посуды и «отбитые»части:

чашка без ручки, ручка;

заварочный чайник без носика, носик;

блюдце без донышка, донышко;

чайная ложка без черпачка, черпачок;

кружка без стенки, стенка;

сахарница без крышки, крышка;

- пластиковые одноразовые стаканчики с водой

- трубочки д/коктейля

- салфетки

Ход занятия

I. Оргмомент;

- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из знакомого вам стихотворения (читаю отрывки из стихотворения Даниила Хармса

«Иван Иваныч Самовар»:

Иван Иваныч Самовар,

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар,

В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъяренный кипяток

Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.

- Кто автор этого стихотворения? (Д. Хармс)

- Как называется это стихотворение? («Иван Иваныч Самовар»)

- О чем это стихотворение? (О том, как И. И. Самовар угощал всех чаем)

- Ребята, а какая посуда нужна для чаепития?

(Самовар, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница, конфетица,

розетки д/варенья или мёда, тортовница, сухарница, молочник,

заварочный чайник и др.)

- Итак, как иначе называется эта посуда? (Чайная посуда)

- Зачем люди собираются на чаепитие? (Для приятного общения

в семейном или дружеском кругу)

- Сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся в гости

к Ивану Иванычу Самовару.

(Дети под музыку проходят и занимают свои места).

II. Основная часть.

- Ребята, Ивану Иванычу нужна наша помощь! Он ждет гостей

на чаепитие, а у него разбилась посуда. Давайте поможем её склеить!

1. Игра «Склей разбитые блюдца».

- Перед каждым из вас лежат осколки. Из них нужно собрать

блюдца.

(Дети собирают плоскостные разрезные круги – «блюдца»)

- Ребята, что вы сделали для Ивана Иваныча?

2. Игра «Что без чего?»

(У каждого ребенка на столе плоскостное изображение предмета

чайной посуды с «отколотыми»частями:

- заварочный чайник без носика,

- сахарница без крышки,

- блюдце без донышка,

- чайная ложка без черпачка,

- чашка без ручки,

- кружка без «стенки»,

а на магнитной доске – «отколотые» части посуды).

- Ребята, у посуды откололись части. Нужно их приклеить.

Посмотрите, без какой части посуда у каждого из вас, найдите недостающую часть и скажите, что к чему вы приклеите.

Образец ответа: - У меня чайник без носика.

Я приклею носик к чайнику.

- Молодцы, вы отлично справились с работой!

- Кому вы помогли склеить посуду?

3. Игра «Из чего? Какой, какая, какое, какие?»

- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столику

(Дети подходят к столику, на котором стоят предметы

чайной посуды, изготовленные из различных материалов;

все предметы накрыты салфеткой).

- Ребята, вы уже знаете, что предметы чайной посуды

могут быть изготовлены из различных материалов. Напомните,

из каких?

(Из фарфора, стекла, фаянса, керамики, дерева, стали, серебра,

золота, мельхиора, пластмассы и др.)

(Снимаю салфетку)

- Подскажите Ивану Иванычу, из каких материалов изготовлена

его посуда. Выберите любой предмет,скажите:

- как он называется?

- из чего сделан?

- какой он?

(Слова - предметы, слова – признаки)

Логопед: - У меня конфетница из хрусталя.

Это хрустальная конфетница.

Дети: - У меня сахарница из металла.

Это металлическая сахарница.

- У меня чашка из фарфора.

Это фарфоровая чашка.

- У меня заварочный чайник из керамики.

Это керамический заварочный чайник.

- У меня чайная ложка из мельхиора.

Это мельхиоровая чайная ложка.

- У меня молочник из фаянса.

Это фаянсовый молочник.

- У меня кружка из дерева.

Это деревянная кружка.

4. Логоритмическое упражнение «Посуда»

Хлопни, топни, покружись!

И в посуду превратись!

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный,

как начальник!

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукнешь -

- разобьются!

Вот серебряные ложки -

Голова на тонкой ножке!

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес! Хлопни, хлопни, покружись!

И в ребяток превратись!

5. Игра «Один – два – пять». (с микрофоном)

- Ребята, а теперь давайте поможем Ивану Иванычу посчитать посуду.

Образец ответа:

Логопед: - 1 чайная ложка

1 чайная ложка – 2 чайные ложки – 5 чайных ложек

(большая тортовница,хрупкая чашка, расписной самовар, плетеная сухарница, круглое блюдце)

- (Дети садятся за столы).

6.Артикуляционные упражнения: - «Чашечка»

- «Остудим горячий чай»

- «Вкусное варенье»

- «Самоварчики»

Дыхательное упражнение «Кипит вода»

- А теперь давайте изобразим, как закипает и бурлит вода в

самоваре или в чайнике.

- Опустите трубочку д/коктейля в стаканчик и держите её

правой рукой. Подуйте в трубочку, не раздувая щёк, так, как

бурлит вода.

7. Игра «Накрываем стол к чаепитию».

(Составление описательных загадок о предметах чайной посуды)

- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить разбившуюся посуду, вспомнили, из каких материалов её делают, посчитали посуду.

- А теперь давайте поможем Ивану Иванычу накрыть стол к чаепитию.

-Что сначала нужно постелить на стол? (Скатерть)

(Логопед накрывает стол скатертью и кладет салфетки)

- Чего не хватает на нашем столе? (Чайной посуды)

- Прежде чем поставить на стол чайную посуду, я предлагаю вам придумать описательные загадки о предметах чайной посуды.

(Снимаю салфетку, под которой на отдельном столике находятся предметы чайной, кухонной и столовой посуды).

- Напоминаю вам,что загадку вы должны придумать по следующему плану:

- На что похож предмет?

- Из каких частей состоит?

- Как выглядит?

- Из какого материала изготовлен?

- Для чего нужен?

* (Один ребенок загадывает загадку, а другие дети отгадывают.

Ребенок, загадавший загадку, выбирает на столике предмет-отгадку и ставит на стол, накрытый скатертью.)

*Загадки загадываются в следующем порядке:

- самовар

- заварочный чайник

- блюдца

- чашки

- чайные ложки

- конфетница

- Ребята, Ивану Иванычу очень понравилось, как вы сервировали

стол к чаепитию!

III. Заключительная часть.

- У кого в гостях мы побывали?

- Чем мы помогли Ивану Иванычу?

(склеили посуду; напомнили Ивану Иванычу, из каких материалов её изготавливают; посчитали посуду; загадали друг другу загадки; накрыли стол к чаепитию)

- Иван Иванович очень благодарен вам, ребята, и приглашает вас на дружеское чаепитие с вкусным угощением!

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Неделя здоровья в ясельной группе «В здоровом теле — здоровый дух»Неделя здоровья в ясельной группе «В здоровом теле — здоровый дух» Здоровье в порядке!Спасибо,зарядке! Тема дня: «Правила гигиены» Цели дня: закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Посуда
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Чайная посуда. Иван Иваныч Самовар»
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 00:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки