светлана афанасьева
НОД по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Путешествие по Средиземному морю»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе "Путешествие по Средиземному морю"
Афанасьева Светлана Владимировна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
___
Программное содержание:
1. Учить детей ориентироваться на глобусе и карте мира.
2. Продолжать учить построению моделей соотношения между понятиями.
3. Учить детей подбирать видовые понятия к родовым, ориентируясь на модель.
Публикация «НОД по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе „Путешествие по Средиземному морю“» размещена в разделах
4. Закреплять умение решать логические задачи в картинках.
5. Обогащать словарь детей словами: колесницы, лабиринты, Минотавр, Ариадна, Тесей.
6. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение, память, умение общаться со сверстниками, работать в микро группах.
Материал:
“корабль”, глобус, карта, музыка, игрушечные фотоаппараты и видеокамеры из “Лего”, лабиринт (длинная лента из бумаги, макет Минотавра, части модели “логического древа”, условные обозначения: видов спорта, транспорта, животных; готовые модели древа, задачи в картинках – карточки, модели, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, кто такие туристы? Что они берут с собой в туристическое путешествие? Хотели бы вы стать туристами и отправиться в путешествие в теплые края по Средиземному морю? На чем туда можно поехать? Давайте найдем на глобусе Средиземное море. Вот сюда мы с вами поплывем на корабле. (Находят на глобусе). А откуда мы начнем свой путь? Где находится Россия? А Черногорск примерно где? Можно и на карте посмотреть (дети находят). Что возьмем с собой в путь? (Рюкзаки, видеокамеры и фотоаппараты). Садитесь в корабль, отправляемся в путь.
Звучит музыка моря, шум, крик чаек. Дети “фотографируют”, снимают видеокамерами.
Воспитатель:
Ну вот, ребята, по Средиземному морю мы с вами прибыли в Грецию. В давние времена здесь в Афинах, столице Греции, жил царь Тесей. Он поднимался на высокую гору Олимп, зажигал олимпийский огонь и устраивал олимпийские игры? Он и сам принимал в них активное участие. А что такое олимпийские игры?
Дети:
Соревнования в беге, борьбе, плавании, в тяжелой атлетике.
Воспитатель:
А еще они проводили гонки на колесницах, запряженными лошадями. Но сейчас у нас современные виды спорта. Какие виды спорта вы знаете?
Дети:
Хоккей, футбол, легкая атлетика, тяжелая атлетика, лыжи, бобслей и др.
Воспитатель:
Возьмите по одной карточке с условными обозначениями и соответственно им разделитесь на две команды. А чтобы продолжить путешествие нужно командам построить “логическое древо”.
Дети составляют “логическое древо” видов спорта (см. Приложение).
Чем обозначите верхнюю точку? Нижнюю? Почему? (Объясняют отношения между понятиями.) Какое понятие больше по объему? Проверьте друг у друга все ли верно? Молодцы!
( Для обозначения понятий дети используют условные обозначения: лыжи, санки, бобслей, хоккей и др.)
А теперь я предлагаю отправиться дальше, на остров Крит, садитесь в корабль, мы отправляемся. Посмотрите на карте, где остров Крит.
Звучит шум моря, корабль “плывет”.
Воспитатель:
Ну вот, прибыли, выходите. Посмотрите, ребята, что это такое?
Дети:
Лабиринт.
(На полу из бумаги огромный лабиринт и макет Минотавра.)
Воспитатель:
Для кого построили лабиринт на острове Крит? (Для Минотавра.)
А кто такой Минотавр? (Сын царя Миноса, чудовище с головой и копытами быка.)
Кого привозили в лабиринт для Минотавра? (Юношей и девушек на съедение Минотавру.)
А кто победил злого Минотавра? (Царевич Тесей.)
Те, кто заходил в лабиринт могли вернуться обратно? Кто помог Тесею найти выход из лабиринта? (Ариадна дала свою нить.)
А мы с вами туристы, нам интересно все посмотреть, а чтобы попасть в лабиринт нужно выполнить первое задание. (В конверте готовые модели и условные обозначения видов спорта и животных). Дети строят “логические древа”. Одна команда – видов транспорта, другая – видов животных (см. Приложение).
Воспитатель:
Что обозначает верхняя точка? Нижние? Почему? Договоритесь, кто расскажет. Проверьте друг друга, если вы сделали задание правильно, то лабиринт открыт. А для того, чтобы мы не заблудились, у нас есть путеводитель, читайте: “Идите направо” (дети читают). Можно идти. (Идут до 2 задания.)
Чтобы пройти дальше нужно выполнить второе задание. Возьмите карточки с моделями. Я называю пары слов, а вы показываете подходящую модель. Можно советоваться в командах.
Например, яблоко-груша – какой модели соответствует? Почему? (Две точки, т. к. это разные понятия фруктов.) (См. Приложение.)
Воспитатель:
Растение-береза. ( Дети объясняют: модель две точки соединенные линией, т. к. береза – вид растений.)
Предлагаются для определения модели следующие варианты: мальчики– девочки, доктор – женщина, змея-дельфин, звери-лошадь и т. п.
Дети объясняют, почему они показали ту или иную карточку.
Воспитатель:
Все справились, проход открыт. Читайте путеводитель : “Идите влево”. (Идут, находят задание №.3) (См. Приложение.)
Если выполните это задание, то выйдете из лабиринта, а если нет – останетесь у Минотавра в плену. Очень давно в Древней Греции жил великий ученый Пифагор. Он придумывал для людей разные логические задачки, головоломки. Он и для нас с вами придумал задачки в картинках. Для чего он это делал? (Чтобы мы стали умнее. Научились логически мыслить, рассуждать, хорошо учились в школе.)
Воспитатель:
Чтобы мы тоже научились логически мыслить, Пифагор прислал нам свои задачи. Берите по одной, решите, подумайте, запишите ответ фломастером. Можно совещаться в своих командах, если кто-то затрудняется в решении. (Дети решают, объясняют свои ответы, проверяют друг друга.)
Все решили правильно. Выход из лабиринта открыт. Садитесь в корабль, мы отплываем домой, наше путешествие заканчивается.
Звучит музыка – шум моря, крик чаек