Людмила Погорелова
НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Интересное приключение на экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме
«Интересное приключение на экологической тропе»
Цель: *закреплять у старших дошкольников правила поведения в природе;
*воспитывать экологическую культуру
Задачи: *расширять представления детей о весенних изменениях в природе
Публикация «НОД по экологическому воспитанию дошкольников „Интересное приключение на экологической тропе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
родного края, о правилах поведения и безопасности («как вести себя
в грозу»);
*учить устанавливать простые причинно-следственные связи в приро-
де;
*воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам
*формировать трудовые навыки детей.
Материал и оборудование:*карта, свернутая в свиток, на которой изображе -
ны: лягушка в болоте, мостик, 3-4 дерева, ежик,
грибы, между деревьями – клад, дорожный знак
«Дикие животные»;
*детские лопатки,
*кусты сирени;
*грибы-муляжи,
*ежики-муляжи;
* сказочный герой: старик – лесовик (помощник
воспитателя).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание
стихов о весне, наблюдения в природе, труд в
природе.
Ход:
Воспитатель рассказывает стихотворение о весне.
Весна.
Все проснулось, и сама
В гости к нам идет Весна.
Распустились почки,
Зацвели цветочки.
Ручейки кругом бегут,
Нас с тобой вперед зовут.
Как же зелено кругом!
В лес весенний мы пойдем,
Там подснежник на полянке,
Цикломен проснулся яркий.
Мы цветочки не сорвем –
Нарисуем их потом.
Воспитатель показывает детям карту и предлагает рассмотреть ее. Затем все вместе отправляются по экологической тропе.
1 остановка возле водоема (рядом с водоемом сидит лягушка и держит в лапках записку). Педагог читает ее:
- Ребята, послушайте одно важное правило.
Правило безопасности должны всерьез вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться так легко!
Уйти от дома далеко и не найти назад пути,
И больше к маме не дойти…
- Вы запомнили правило: без взрослых в лес нельзя ходить!
2 остановка возле знака «Дикие животные».
Воспитатель :
- Многие из вас, наверное, не один раз выезжали с папами и мамами на прогулку в лес на своих автомобилях. А я хочу вам сказать, что под колесами машин часто гибнут животные. И поэтому в местах, где дорогу могут переходить дикие животные, ставят вот такой знак (показывает дорожный
знак «Дикие животные»).
- Как должен поступить водитель, увидев такой знак:
- увеличить скорость и быстро промчаться;
- снизить скорость;
- быть особенно внимательным? (ответы детей).
Вывод: водитель должен быть особенно внимательным и снизить скорость.
3 остановка перед стариком-Лесовиком.
Воспитатель :
- Ребята, а это кто? Правильно, хозяин леса – старик-Лесовик.
Старик-Лесовик: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в своем лесном уголке. А вы знаете, как нужно правильно вести себя в лесу?
Дети рассказывают правила:
1. Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!
2. Муравьи – лесные санитары:
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков.
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай,
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
3. Есть цветочки редкие, белые и нежные,
Вам кивнут приветливо ландыши, подснежники.
Только рвать не надо их – с ними лес добрей, светлей,
Ведь теперь цветов таких очень мало на земле.
4. Бабочка цветная над тобой порхает,
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Жизни все так рады!
Их ловить не надо!
Пусть себе летают, землю украшают!
5. Весна! В поход спешат ребята, но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы, природу портить не годится.
С поляны мусор соберите и на костре его сожгите!
Костер в лесу не оставляйте, песком, землею засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил, в лесу беды не натворил.
Старик-Лесовик:
- Проходите, гости дорогие! Как же таких умных, сообразительных ребятишек да не пропустить в свое лесное царство, да не показать им сокровища лесные!
(сверяются с картой, находят мостик и по нему проходят на поляну, где
растут грибы, возле дерева сидит ежиная семья).
Дети вместе с воспитателем и стариком-Лесовиком ходят по поляне, рассматривают грибы, вспоминают их название, съедобные или несъедобные.
Воспитатель :
В лесу грибов различных много.
Ты несъедобные не трогай!
Но и ногами не сбивай - они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят: в поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного все ж тот гриб полезен и хорош.
Дети делают вывод о пользе и вреде грибов.
Лесовик обращает внимание детей на семью ежей: маму и двух ежат.
Уточняет знания об их жизни в лесу.
Лесовик делает вывод:
Для ежиков лес – это дом родной!
Они живут там смело и летом и зимой.
Находят пропитанье, своих детей растят
И уходить из леса нисколько не хотят.
Поэтому не стоит их с собою забирать.
Поверь: они в неволе не будут есть и спать.
Воспитатель спрашивает у Лесовика, знают ли дети правила поведения в природе. Лесовик оценивает детские ответы, дает им дополнительные советы.
Воспитатель просит детей посмотреть на небо, где надвигаются тучи, и ожидается весенняя гроза.
- Ребята, а кто из вас наблюдал грозу?
- Чего нельзя делать в лесу во время грозы? (стоять под деревом, плавать, ловить рыбу).
Ребенок:
Если дерево одно в поле возвышается,
То стоять под ним в грозу людям запрещается.
Если молния в него невзначай ударит,
То живого никого рядом не оставит.
Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
Далее педагог обращается к карте. Следующая стрелка указывает на «клад».
На краю лесной полянки заранее выкопаны две ямки, а третья, в которой спрятан «клад», немного присыпана землей.
- Ребята, здесь до нас тоже, наверное, кладоискатели были и ничего не
нашли. Может нам повезет? Смотрите, они даже лопаты свои оставили.
(воспитатель и дети копают третью ямку, находят коробку – «клад») :
- Я предлагаю вам, ребята, посадить кусты сирени и жасмина. Пусть они
растут и радуют нас своим ароматом.
Дети вместе с воспитателем и Лесовиком сажают и поливают кусты сирени, жасмина.
Старик-Лесовик:
- Давайте, ребята, будем друзьями леса, будем беречь природу: не будем топтать зеленую травку, не будем рвать цветы, а только будем ими
любоваться; не будем ломать веточки, не будем разорять птичьи гнезда.
Пусть нас с вами всегда радует ласковое кубанское солнышко!