Получи документы

НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Экологическая тропа»

Татьяна Сударская
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по экологическому воспитанию.

Тема : "Экологическая тропа"

Цель: расширить и уточнить знания детей о приспособлении рас-тений и животных к неблагоприятным условиям внешней среды поздней осени (день становится короче, холодно, часто идут дожди, лиственные: деревья стоят без листьев); учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре; формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому; обогащать и активизировать словарь: поздняя осень, живая и, неживая природа, приспособились, приблизились, подкармливать, короче, холоднее.

Публикация «НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Методы и приемы: наблюдение, вопросы и ответы детей; художественное слово, сюрпризный момент, игра, сравнение, обследование.

Предварительная работа: втайне от детей подготовить письма от ска-зочного героя – хозяина тропы Лесовичка и деревьев (рядом с деревом должна лежать лопатка). Наблюдения за изменениями в природе, за де-ревьями, знакомство с признаками золотой и поздней осени; заучивание стихотворений о природе Тютчева, Есенина, Пушкина, Фета.

Приготовить костюм для Лесовичка, две кормушки для птиц, кор-зинки с подарками деревьев, на дерево повесить подарки Лесовичка (вол-шебное дерево).

Воспитатель : Ребята, закройте глаза и послушайте шум деревьев,птичий щебет, ощутите прикосновение ветерка, а теперь посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что мы живем в окружении природы — живой и неживой. А как вы понимаете слова "живая природа"?

Дети: - Все, что растет,дышит,двигается.

Воспитатель : - А деревья живые?

Дети: - Живые!

Воспитатель : - Да, они живые: дышат, питаются, растут, но не | пере-двигаются, только листочки всегда поворачиваются к солнышку. Как вы I понимаете слова "неживая природа"?

Дети: - Это воздух, камни, вода, небо, солнце…

Воспитатель : - Вспомните, какая прекрасная природа окружала нас летом.

Дети: - Все вокруг было зелено, цвели цветы, ярко светило солнце.

Воспитатель : - А сейчас какое время года?

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Дети: - Осень.

Воспитатель : Поздней осенью становится холодно. День стал короче, солнце светит редко и не греет. Небо серое,хмурое, низкое. Часто идут холодные моросящие дожди, дуеет леденой ветер, первые заморозки и снег. Как вы думаете: в этих переменах чувствуется влияние неживой природы на живую?

Дети: - Да, живая природа приспосабливается. (Дети вместе с ним вступают на экологическую тропу.)

Воспитатель : - Хозяин тропы Лесовичок пригласил нас в гости. Вот письмо он прислал нам: "Дорогие мои маленькие друзья, я приглашаю в гости к себе и к моим верным друзьям-деревьям. В конце тропы вас ждет сюрприз, но сначала вы должны ответить на вопросы липы, рябины, вы и выполнить все их просьбы и задания, которые вы найдете в письмах, а письма спрятаны на деревьях. Отыщите их и постарайтесь не оплошать. Деревья приготовили подарки для вас и ждут подарков от вас. Итак, путешествие начинается! В путь, друзья! Желаю удачи! А я буду наблюдать за вами и в конце тропы покажусь вам.

Ваш Лесовичок"

Воспитатель : - Ребята, здесь еще что-то есть (достает карту). Лесо-вичок нам ее прислал, чтобы мы не сбились с тропы, за которой он будет наблюдать. Посмотрите, какая интересная карта, а вместо деревьев — лис-точки. Что, ребята, пойдем по тропе? С какого же дерева первый листочек? И на что он похож?

Дети: - С липы, похож на сердечко!

Воспитатель : - А кто из вас видит липу? Правильно, вот она! А вот и письмо! Письмо липы:

"Я очень рада вам. Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Да-вайте поздороваемся, возьмите меня за веточки, только не поломайте, а то мне будет больно. Я так люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, царапают ножом и ломают ветки.

Теперь внимательно посмотрите на мой ствол. Какой он? Какого цвета кора? (Толстый, темно-серого цвета.) А как расположены ветки? ( Ветки на липе расположены необычно: верхние — вверх, средние — в стороны, нижние — вниз.)

Воспитатель : - А кто опишет липу? (У липы красивый прямой ствол, на котором густо растут ветки. Летом у нее богатый зеленый наряд, а те-перь она приготовилась к встрече зимы.)

- Милые дети, вскопайте вокруг меня землю (вскапывают). Спасибо! Мне сразу стало намного лучше. Постойте и посмотрите, как колышутся мои ветки. Почему они колышутся? (Их колышет ветер). А кто знает, что такое ветер? (Ветер — природное явление). Вспомните, на что похожи мои цветочки, чем они полезны и почему ко мне любят прилетать пчелы. (Цветы похожи на маленькие солнышки, они хорошо пахнут, пчелы издалека прилетают на их запах, чтобы собрать пыльцу и мед, цветочки липы мы собираем для приготовления лекарств и чая.) И последний вопрос: "На что похожи мои плоды?" (Плоды липы похожи на маленькие орешки с прилистником.) Что ж, на все вопросы вы ответили правильно. За это на память я вам дарю мои маленькие орешки. (Дети благодарят липу.)

Воспитатель : - А ведь мы тоже приготовили подарки для липы! (Дети читают стихотворение и вешают кормушку для птиц, которые расправятся с вредителями, спрятавшимися под корой липы. Они прощаются с липой и идут дальше.)

Воспитатель : - Какой второй листочек? На что он похож? (Лист ря-бины похож на яйцо.)

Дети отправляются на поиски рябины (согласно карте).

Письмо рябины: "Милые мои, славные детки, наконец-то вы ко мне пришли! Уж как я вас ждала, как ветвями качала, надеялась, что вы меня с моими подружками найдете. Давайте здороваться. (Дети обнимают ряби-ну). Погладьте мою кору! Какая она на ощупь? (Кора у рябины гладкая.) А теперь померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из нас сильнее? Конечно, я! А теперь подумайте и скажите: что меня держит в земле? (Рябину держат в земле корни.) А для чего они нужны? (Корни рябине нужны для того, чтобы брать воду из почвы.) Для чего вскапывают землю вокруг деревьев? (Чтобы корням легче дышалось и лучше проходила влага.)

Ребята, а кто знает, почему меня любят птицы и какие именно? (Те птицы, которые остаются на зиму, любят полакомиться вкусными ягодами рябины.) И последний вопрос: червяки, которые живут в земле, враги мне или друзья? (Друзья, потому что едят гниющие листья и рыхлят почву.) Молодцы, мои славные путешественники! Берите мои красивые ягоды и не забывайте обо мне!

Воспитатель : - А ведь и мы приготовили в подарок стихотворение о рябине: Красну ягоду дала мне рябина,

Думала я, что сладкая, а она, как хина.

То ли эта ягода просто не дозрела,

То ль рябина хитрая подшутить хотела".

Все прощаются с рябиной и отправляются дальше по тропе.

Воспитатель : - Дети, посмотрите, какой последний листочек на этой резной карте?

Дети: - Лист березы.

Письмо березы: "Я очень рада вашему приходу. Давайте ( поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети окружают березу и 6ерутся за руки). Правда, я высокая, стройная? Погладьте мою кору, какая она на ощупь и какого цвета? (Кора у березы гладкая, белого цвета с черными полосками.)

Воспитатель : - Ребята, вспомним, какая береза была летом, ранней осенью и поздней? (Летом береза похожа на стройную, кудрявую красави-цу в зеленом сарафане. Цветочки похожи на длинные сережки.) Ранней осенью береза меняет свой богатый зеленый наряд на золотой. Наряд ее золотой потому, что желтые листочки переливаются на солнышке. Они шевелятся от ветерка, как будто говорят: "Как красиво!" Поздняя осень нарядила березу в новый, очень красивый наряд. Золотые листья опали, теперь видно стройный белый ствол с черными полосками. Береза приго-товилась к наступлению зимы. А на что похожи ее плоды и семя? (У бере-зы плод похож на маленький орешек, семя-крылатка.)

- Как вы докажете, что мы с липой и рябиной деревья, а не кустарни-ки? (У деревьев один ствол и толстый, а у кустарников много тонких.)

Воспитатель : - Чем полезна береза? (У березы очень вкусный и полезный сок, лечебные почки.)

- У меня есть еще одна просьба: очень мы, березы, любим послушать песни и стихи, посвященные нам. Не могли бы вы уважить меня и что-нибудь спеть? (Дети водят хоровод и поют песню).

Береза:

- Возьмите на память о нашей встрече листочки. Приходите еще. До

свидания.

Воспитатель : - Ребята, давайте и березке подарим кормушку для птиц!

Итак, мы ответили на все вопросы, выполнили все просьбы и задания деревьев. Я думаю, что Лесовичок должен быть доволен. Лесовичок: - Да, порадовали вы хозяина тропы. Слышите, деревья совсем иначе качают веточками: настроение теперь радостное, праздничное.

А как вы думаете, интересно быть деревьями? Я сейчас (делает вол-шебные знаки) заколдую вас, и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки-руки и помашите ими. Слышите, какой ветер поднялся? Расставьте ноги пошире, представьте, что ваши корни крепко держат вас в земле. Замечательные деревья выросли на моей тропе! Но пора опять превращаться в людей.

Теперь скажите, каких вы знаете птиц. (Перелетных и зимующих.) А почему они так называются? (Перелетные — потому, что, когда наступают холода, они улетают на юг; зимующие — потому, что остаются зимовать вместе с нами, только перебираются поближе к жилищам, чтобы легче было прокормиться и обогреться.) Я вижу, вы им тоже помогаете перези-мовать, развесили кормушки. Спасибо вам! А сейчас вас ждет мой глав-ный сюрприз — волшебное дерево. Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы? Не знаю, как и где, а в моем волшебном царстве такое дерево есть. Ищите его! (Дети находят приготовленные подарки, благодарят Лесовичка, прощаются с ним.)

Воспитатель : - Вот и закончился наш поход в гости к деревьям. Понравился он вам? Сейчас мы вернемся в группу и нарисуем новых друзей: липу, рябину, березу.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации «Экологическая тропа» Конспект образовательной ситуации Тема: «Экологическая тропа» Задачи: • Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре. • Расширять.

Стихотворение «Поздняя осень». Автор Светлана Фоминых.Стихотворение «Поздняя осень». Автор Светлана Фоминых. Стихотворение"Поздняя осень" является продолжением стихотворения "Снегопад в октябре".Как и сказки, и познавательные рассказы они входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Экологическая тропа»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:54
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Экологическая тропа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сударская (УИ 200508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД