Олеся Духанина
НОД по ознакомлению с культурой Дона «Образ природы как кормилицы и врачевательницы. Лечебные травы донской степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Стимулировать интерес и желание познавать новое.
Способствовать развитию знаний о природе Донской земли.
Развитие словарной, логической историко-культурной, сенсорной памяти в активной игровой образовательной деятельности.
Закреплять представления о казачьем досуге (травяные чаи).
Материал: презентация «Путешествие по Донской степи», телевизор, картинки с лечебными травами, картина человека в полный рост, корзиночка с сушеными травами (мята, ромашка, полынь, чай с травами.
Публикация «НОД по ознакомлению с культурой Дона „Образ природы как кормилицы и врачевательницы, Лечебные травы донской степи“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Врач. Конспекты занятий на тему медицинских профессий
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход НОД:
Вос-ль: Человек живет на земле. Это наша кормилица, защитница, подательница благ. Чтобы выжить, человек должен был изучать, чем же богата природа его страны, а особенно местности, где он живет. Чем может она его поддержать. С приходом весны, матушки да нянюшки выводили своих чад за порог да учили привечать: где подснежники, а где ландыши; когда появляются листочки душистой да полезной черемши (первые витамины); когда зацветет черемуха, а когда зажжет свои желтые огоньки одуванчик.
Живем мы с вами на Донской земле, окружают нас степи. А что же такое степь? (Ответы детей). Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы. Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану. А были ли вы в степи? (Ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Донской степи.
Презентация «Путешествие по Донской степи».
2 слайд. Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы.
Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану.
3 слайд. Первыми, когда в почве еще достаточно влаги, зацветают гусиный лук, тюльпаны, ирисы.
4 слайд. В конце мая растительность продолжает изменяться: цветущий ковыль окрашивает степь серебристо-белыми красками. Здесь донская степь, это ковыльная картинка весной. Во второй половине мая зацветает ковыль и его серебристые метелочки делают донскую степь непередаваемо красивой. Цветущий ковыль похож на серебряные волосы. Или на застывший хрусталь, как на этой фотографии. Весеннее солнце светится и переливается в этих живых хрустальных гранях, делая ковыльную картинку донской степи незабываемой и очень жизнерадостной.
5 слайд. Трава чабрец, который иначе называют чабер или тимьян ползучий, издавна любим народом. А чай из ароматных пучков этой травы наполняет душу спокойствием. Собрав траву чабреца, можно приготовить очень полезный, так называемый сок, из этого растения. Применяют сок чабреца при простуде, воспалении верхних дыхательных путей, бронхите и трахеите.
6 слайд. Шалфей. Настои и отвары из шалфея для полоскания ротовой полости при инфекционных заболеваниях. Чай с шалфеем прекрасное средство для лечения заболеваний горла, он обладает противовоспалительными свойствами. Регулярное употребление чая с добавлением листьев шалфея способствует замедлению процессов старения в организме.
7 слайд. Донник в качестве лекарственного средства известен еще с древних времен. Народная медицина до сих пор использует водный настой этого растения при головной боли, бессоннице.
8 слайд. Знахари очень любят пижму. Они используют и семена, и цветочки в целебных целях. Издревле это растение было одним из самых эффективных для борьбы с паразитами (глистами, аскаридами и пр.). Очень эффективна она для лечения печени и кишечника.
9 слайд. Донские степи, как, известно, покрыты полынью. Полынь помогает пищеварению. С 18-го века на Руси сок полыни применяли для заживления и очищения ран.
10 слайд. Из истории о наших предках известно, что не только в их жизни, но и в нашей сегодняшней действительности случаются войны. Солдаты спешили отыскать тут же на поле боя травку тысячелистника, чтобы, растерев в ладонях стебелек с листьями и цветками и приложив его к кровоточащим ранам, остановить кровотечение и защитить раны от инфекции. Практически в каждой казачьей семье хранились сухие листья и цветки, которые при необходимости перетирались в порошок и этим порошком присыпали раны и бинтовали их.
11 слайд. Что же такое степь? Какие травы растут в степи? Назовите лечебные травы.
А для чего можно использовать лечебные травы, кроме настоев, отваров? (Травяные чаи.)
Вос-ль: Пора нам возвращаться в детский сад. Пока мы с вами путешествовали по степи, на столе появилась корзиночка. Ой, как хочется узнать что там. А вам? Все внимательно рассматриваем. В корзиночке оказались разные сушеные травы (мята, полынь, ромашка). Возьмите, рассмотрите, понюхайте и определите какие это травы и для чего они.
Из разных трав делали люди чаи. А какой чай хотели бы попробовать?
(Ребята сами определяют, какой чай хотели бы попробовать). А мы попросим нашего помощника заварить чай.
Вос-ль: Да, красива наша степь весной. Травы радуют глаз, а еще лечат тело. Лечебные травы собирали весной и в начале лета, сушили и хранили до следующей весны. Даже солдатам на войне помогали травки, собранные в степи. Жены и дети шили кисеты (мешочки, которые наполняли лечебными травами (подорожником, ромашкой, крапивой, тысячелистником и т. д.). Травы лечили, а запах трав, запах родной земли придавал солдату сил.
А какие лечебные травы знаете вы? (Ответы детей).
Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру «Помоги больному человеку». Перед вами, ребята, различные травы. Задача: определить лечебная ли эта травка и что лечат этой травой. Прикрепите картинку с нужной лечебной травой больному месту на макете человека.
После игры, все дети приглашаются на чаепитие.
Что вам сегодня понравилось? Что запомнилось? Какие лечебные травы вы теперь знаете? Зачем нам нужны эти знания?