Марина Николаевна Клевцова
Конспект комплексной НОД «Погружение на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ТЕМА «ПОГРУЖЕНИЕ НА МОРСКОЕ ДНО».
Автор – Журахова Марина Николаевна.
Программное содержание:
Цель: формировать знания об окружающем мире, способствовать развитию у детей познавательной и коммуникативной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с жизнью морей и его обитателями;
- закреплять умение выделять характерные признаки рыб с помощью моделей;
Публикация «Конспект комплексной НОД „Погружение на морское дно“» размещена в разделах
- познакомить со свойствами воды и воздуха;
- учить составлять рассказ по схеме;
- расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы творческого потенциала ребенка: память, воображение, речь, наблюдательность, кругозор, интерес к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно;
- воспитывать доброжелательное отношение, эмоциональную отзывчивость друг к другу
Предварительная работа: беседы на тему: «Море», «Морские обитатели»; рассматривание иллюстраций: «Подводный мир», «Рыбы морские и пресноводные»; отгадывание загадок о рыбах, море; чтение и рассматривание энциклопедии Валери Ле Дю «Детская энциклопедия «Мир моря», Лесли Колвин и Эмма Спиэр «Энциклопедия «Животный мир», работа с родителями: оформление альбомов «Отдых на море (реке…», рисование по теме «Морские фантазии».
Оформление (наглядность) : большая морская раковина, глобус, емкости с простой и «морской» (в обычной воде разведёно большое количество соли) водой, яйца, модель «Строение рыбы», слайд-иллюстрация «подводного мира», красные и синие круги, пластиковые ложки, пластилин, схемы для составления рассказа, пластиковые стаканы.
Сценарий организации НОД:
Дети заходят в группу, обращают внимание, что помощник воспитатели слушает и рассматривает ракушку. Воспитатель обращается к нему:
- А можно нам посмотреть и послушать Вашу ракушку? Ребята, давайте послушаем (дети слушают ракушку). Что вы слышите? (ответы).
- Кто был из вас на море? (ответы). Ребята, а какие моря вы знаете? (ответы).
- Посмотрите, пожалуйста, на глобус и скажите какого цвета на нем больше? (ответы). А что обозначено синим цветом? (ответы). Давайте мы с вами поищем, где же здесь моря? А как вы думаете, где здесь реки? (ответы).
- А что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым? (ответы).
- Что занимает большую часть суша или вода? (ответы).
- Нет на Земле ни одного живого организма, который смог бы прожить без воды. Без морей и океанов Земля была бы мертвой планетой.
- А когда вы плавали в море, может кто-то пробовал воду на вкус, какая она?
- А есть, кто из вас нырял под воду без маски, пробовали открыть глаза, что вы чувствовали? (пощипывание). Почему?
- А как вы думаете, где легче плавать, в соленой воде или в пресной? А если, мы с вами ляжем на воду, какая вода нас будет лучше держать?
- Чтобы узнать это, мы с вами проведем сейчас эксперимент. Какая бывает вода? (ответы). Перед вами стоят два стакана с водой. В одном из них вода, обыкновенная, т. е. которую мы пьем с вами, в другом – морская вода, соленая. Давайте определим на вкус, при помощи ложек, где какая вода? Соленую воду поставим на красный круг, а пресную - на синий. Представьте себе, что яйцо это человек. Помещаем яйцо сначала в несоленую воду. Что с ним произошло? (ответы). А теперь в морскую? (ответы). Правильно, человек (яйцо) плавает.
- Ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? (ответы).
- А как можно попасть на дно, с помощью чего? (ответы). А вы знаете, как называют людей, которые плавают с аквалангами? Правильно, аквалангистами или дайверами. Кто помнит, кто такие дайверы и что они делают под водой? (ответы детей). Сейчас мы с вами тоже будем дайверами. Вы хотите?
- Тогда надеваем акваланги, маски для дыхания. Не забывайте помогать друг другу, надеть акваланги, проверьте, у всех ли есть в баллонах кислород для дыхания.
- Начинаем погружение. Глубоко вдохните. Погружаемся на морское дно (Приложение №1 слайд «Подводный мир»).
- Ребята, кого вы видите? (ответы).
- А каких еще морских рыб вы знаете? (ответы)
- Кто расскажет о строение рыбы, назовет, что есть у рыбы? (Приложение №2 Карточки модели «Строение рыбы»).
- А как вы думаете, у морских обитателей интересная жизнь под водой?
- У меня есть интересные карточки. Давайте их рассмотрим, что на них изображено (ответы).
- С помощью этих карточек мы можем придумать рассказ про рыбку. Кто хочет? (Приложение №3 составление рассказа по схеме про рыбку).
- Какие интересные рассказы у вас получились. А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (ответы).
- А без воды рыба может дышать? (ответы). Весь секрет в том, что рыбам в воде помогают дышать жабры. Это такой орган, который расположен рядом с головой рыбы. Жабры помогают переработать кислород, но для этого они должны всегда быть влажными.
- А как вы думаете, в воде есть воздух?
- Сейчас мы проведем опыт, в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили? (на пластилине пузырьки)
- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
- А если мы с вами сейчас снимем акваланги, сможем мы дышать как рыбы под водой? Почему? Потому, что у нас с вами есть легкие, с помощью которых мы дышим, и если вода попадет к нам в легкие, то мы с вами захлебнемся. И поэтому людям в воде помогает дышать в воде кислород, находящийся в баллонах акваланга.
- Ребята, я чувствую, что в наших баллонах заканчивается воздух, и нам пора возвращаться к себе в группу. Глубоко вдохните. Всплываем. Помогите друг другу снять акваланги, маски.
- Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось? А что интересного вам запомнилось? (дети отвечают).
Список используемой литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.