Наталья Присяжнюк (Федина)
НОД по воспитанию экологической культуры для детей подготовительной группы «Весенние хлопоты деда Мазая»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова структурное подразделение детский сад № 16 «Рябинка» пгт Новосемейкино Красноярского района Самарской области
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию экологического сознания с детьми подготовительной к школе группы.
Тема: «Весенние хлопоты деда Мазая»
Дата проведения:2 апреля 2013 г.
Провела: воспитатель Федина Н. А.
Присутствовало:19 детей
Публикация «НОД по воспитанию экологической культуры для детей подготовительной группы „Весенние хлопоты деда Мазая“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель и задачи: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, что во время половодья приходится трудно животным. Учить детей на примере литературного героя доброте, ведь он помог бедствующим животным. Развивать интеллектуальные способности при разгадывании кроссвордов, речь – умение подбирать прилагательные, составлять небольшой связный последовательный рассказ, память – запоминание пословиц и народных примет о весне, ловкость и сноровку в игре. Воспитывать интерес и любознательность к явлениям природы, вызвать желание помогать братьям нашим меньшим, формировать предпосылки экологического сознания, основы безопасности жизнедеятельности во время весенних явлений природы (половодье и ледоход, представление о ситуациях и способах поведения в них.
Обогащение словаря детей : ледоход, половодье, багор, вешние воды, водоёмы, бедствие, водные пространства, торосы, эколог.
Используемый материал к деятельности: картинки-иллюстрации о ледоходе и половодье, произведение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», скамейки (лодки, кроссворд «Пришла весна», карточки «Знатоки природы», аудиозапись звуков природы.
Предварительная работа: наблюдения в природе, заучивание народных примет и поговорок, разучивание подвижной игры «Два Мазая», подбор аудиозаписи, стихов, беседа о спасении животных.
Ход деятельности.
( звучит аудиозапись звуков природы: пение птиц, капель)
Восп-ль : говорит загадку
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Восп-ль : Верно. Что ещё бывает весной?
Дети: - Тает снег, бегут ручьи.
- Ярко светит солнце.
- Тепло.
- Появляются проталины.
- Небо голубое и высокое.
- С крыш свисают сосульки, звенит капель.
- Чаще идут дожди.
- Туманы.
- У деревьев начинается сокодвижение.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Появляется трава.
- Прилетают весенние птицы : скворцы, грачи, жаворонки, ласточки.
- Появляются насекомые: муравьи, бабочки, пчёлы.
- Просыпаются животные, которые были в спячке: медведь, ёж, ужи.
-Цветут цветы и плодовые деревья.
Восп-ль : Верно. Давайте вспомним о народных приметах и поговорках о
весне.
Дети: - Март – с водой, апрель – с травой, май – с цветами.
- Весенний ледок ненадёжен.
- Увидел грача – весну встречай.
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Весной сверху печёт, а снизу морозит.
- Ранний вылет пчёл – к тёплой весне.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Зима весну пугает, а сама тает.
- Вешние воды никто не уймё т: вода путь найдёт.
- Длинные сосульки – к долгой весне.
- Апрельский цветок ломает снежок.
- Ай, ай месяц май: и тёпел и холоден.
- Цветёт черёмуха к похолоданию.
Восп-ль : Молодцы.
Самым заметным признаком наступления весны – таяние снега.
Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и на
открытых местах. Позже снег тает в лесу.
От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лёд
темнеет, потом во льду образуются трещины, и лёд раскалывается.
На озёрах лёд плавает медленно, а на реках ледяные глыбы несутся
быстро, сталкиваются друг с другом. Это ЛЕДОХОД.
(показ картинки и чтение стиха)
На реке и треск, и гром
Это значит – ледолом.
На реке идёт лёд
Это значит ледоход.
Ледоход: лёд идёт,
Вышел на берег народ,
Смотрят, как река играет,
Лёд в кусочки разбивает.
Какое явление изображено на картинке?
Дети: На картинке изображён ледоход.
Восп-ль : Как вы думаете, ребята, можно ходить на реку или озеро во время
ледохода?
Дети: Ходить нельзя.
Восп-ль : Верно. Это очень опасно. Можно наблюдать за этим явлением
только издалека.
Постепенно лёд тает. От растаявшего льда и снега река
переполняется водой. Она выходит из берегов. Река заливает большие
пространства земли, где растут деревья, кустарники, травы.
Наступает ПОЛОВОДЬЕ.
(показ картинки и чтение стиха)
Шумит река, сильна, грозна
Большие льдины крушит.
Как широка! Зимой она была в 3 раза уже.
Какое явление изображено на картине?
Дети: На картине изображено половодье.
Восп-ль : Да. Во время половодья терпят бедствия многие животные. Только
опытные люди помогают животным. В лодке, на плотах перевозят они
животных в безопасное место.
Сейчас, ребята, хочу вам прочитать отрывок из
произведения Н. А. Некрасова о дедушке Мазае, который спасал
зайцев в половодье.
Вот что рассказывает дед Мазай.
…Старый Мазай разболтался в сарае…
(чтение отрывка из произведения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»)
Как и какими средствами спасал дед Мазай зайцев?
Дети: Дед Мазай вывозил их на лодке.
Подхватил багром бревно, на котором сидели зайцы и довёз до сухого
места. Отогрел зайцев, накормил. Зайцы обсохли, и дед их отпустил.
Восп-ль : Много зайцев спас дед Мазай. Каким его можно назвать?
Дети: Добрый, ласковый, хороший, заботливый, душевный, радушный,
доброжелательный, любит природу.
Восп-ль :Верно.
А сейчас поиграем в игру «Два Мазая».
Выберем двух Мазаев по считалке, остальные дети – зайцы. Они на
островке – ковре. Деды Мазаи бегут к зайцам, берут их за руку –
лапку и доставляют их в лодку (скамейку). Посмотрим, какой из
дедов Мазаев быстрый и ловкий.
(звучит весёлая музыка)
ИГРА.
Восп-ль : Молодцы. Вовремя успели деды Мазаи, ведь островок скрылся под
водой. Посчитаем пойманных зайцев.
Восп-ль : Подойдите ко мне. Ребята, а были ли у вас случаи, когда вы помогли животным?
Дети: (3-4 рассказа детей из личного опыта).
Все люди должны помогать животным, они братья наши меньшие,
животные не должны погибать зря. Ведь все нужны в природе, всё в
природе взаимосвязано. Мы, люди, часть природы, часть всего
живого. Мы разумны и поможем предотвратить беду.
Все-все, на свете, на свете нужны!
И зайцы не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд:
Кто делает мёд и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Все-все, на свете, на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Ребята, вы слышали, что у нас в детском саду открывается клуб
«Знатоки природы». Хотите вступить в него?
Дети: Да.
Восп-ль : Замечательно. Но сначала разгадаем кроссворд.
Разгадывание кроссворда «ПРИШЛА ВЕСНА».
Речё вка: Орешек знаний твёрдый,
Но мы не привыкли отступать.
Нам разгадать кроссворд поможет
Девиз: «Хочу всё знать!» (говорят дети)
1. Из чего появляются листья? (почки)
2. Низкая растительность земли, которая появляется на проталинах.
(трава)
3. Птица с жёлтой грудкой, её называют ещё «зимний соловей».
(синица)
4. Весенний цветок с белыми ароматными цветами, похожими на
колокольчики.
(ландыш)
5. Второй месяц весны.
(апрель)
6. Весенняя птица чёрного цвета.
(грач)
7. Весенний разлив реки.
(половодье)
8. Какое время года идёт за весной?
(лето)
9. Осадки белого цвета в виде кристаллов.
(снег)
10. Участок земли без снега весной.
(проталина)
11. Дерево, которое цветёт белыми душистыми цветами.
(черёмуха)
Читаем ключевые слова – ПРИШЛА ВЕСНА.
Теперь вы вступили в клуб «Знатоки природы» и станете, я надеюсь, добрыми и хорошими друзьями природы, юными экологами.
Получите карточки «Знатоки природы».
(на внутренней стороне карточки написано, на лицевой стороне картинка с животными и цветами)
Дорогой друг!
Ты вступил в клуб «Знатоки природы»
и стал юным экологом.
Береги природу!