Ирина Михайловна Кузнецова
НОД «Путешествие в сказку Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать представления детей о зиме через музыкально-художественную деятельность.
Программные задачи:
-Формировать устойчивое слуховое и зрительное внимание.
-Учить внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления.
-Учить двигаться ритмично, развивать координацию рук и ног.
-Учить петь хором, передавать весёлое, радостное настроение песен.
-Развивать умение слаженной игры в оркестре.
-Развивать восприятие, мышление, воображение, фантазию, речь.
-Формировать словарный запас детей.
-Формировать логическое мышление через исследовательскую деятельность.
Публикация «НОД „Путешествие в сказку Снежной королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
-Прививать музыкальный вкус.
-Воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре.
Форма деятельности: нетрадиционная форма – форма путешествия.
Виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пение, игре на детских музыкальных инструментах.
Используемые технологии:
-игровая технология;
- технология развития песенного творчества старших дошкольников;
-технология элементарного музицирования с дошкольниками;
-технология «Синтез искусств».
-технология музыкально-ритмического воспитания;
-технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии.
Методы реализации культурной практики:
-повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации, сюрпризные моменты, элементы новизны);
-познавательной активности (сравнение, вопросы, повторения);
-обучения и развития творчества (эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование явлений живой и неживой природы, игровые приемы, неясные знания (догадки);
-индивидуализация развития ребенка;
-реагирования.
Оборудование:
Дидактический материал: детские музыкальные инструменты, листы белой бумаги, снежинки, капельки, корзинки, ёлочки.
Наглядный материал: презентация с использованием анимации, картин художников, зимних пейзажей, портретом композитора Вивальди.
Ход НОД:
Под музыку П. И. Чайковского «У камелька» дети входят в зал и встают в круг.
Приветствие:
«Друг»
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
М. Р. :
Так как мы с вами в музыкальном зале, я предлагаю поздороваться с вами сегодня песенкой. Я буду подниматься вверх по лесенке, а вы поймаете мой высокий звук, спуститесь вниз. «Здравствуйте ребята» (до-до-до-ми-соль-соль)
ДЕТИ:
«Здравствуйте» (соль-ми-до)
М. Р. :
«Здравствуйте, мальчики» (ре-ре-фа-ля-ля-ля)
МАЛЬЧИКИ:
«Здравствуйте» (ля-фа-ре)
М. Р. :
«Здравствуйте, девочки» (ми-ми-соль-си-си-си)
ДЕВОЧКИ:
«Здравствуйте» (си-соль-ми)
Слайд 2
(электронная почта)
Звучит звук электронной почты
М. Р. :
Ребята, мне, по-моему, пришло письмо на электронную почту.
Надо его прочесть.
Голос (в кадре) :
«Здравствуйте, мои друзья.
Знаю, ждали вы меня.
Еду к вам на санках ледяных,
Колокольчики звенят на них.
Приглашаю вас, ребята,
Путешествовать со мной :
В сказку, где морозом всё объято,
И покрыто снежной бахромой!»
М. Р. :
Ребята, какое таинственное письмо,
Не понятно, от кого оно пришло.
Хотите узнать, кто написал нам его?
(да)
Отправимся в таинственную сказку?
(да)
Что нас будет сопровождать в путешествии?
(музыка).
А как музыка нас будет сопровождать?
(мы будем слушать музыку, танцевать, петь песни, играть на музыкальных инструментах)
Ходьба:
М. Р. :
Чтоб не сбиться нам с пути,
Друг за другом мы должны идти.
Спокойным шагом мы пойдём,
К опушке леса подойдём!
«Хороводный шаг»
(муз.)
М. Р. :
К опушке леса подошли,
Но дальше нет для нас пути.
Дробным шагом мы пойдём,
Тропочку себе пробьём.
«Дробный шаг»
(муз.)
Слайд 3
(снежный лес)
М. Р. :
Посмотрите, ребята, в какой красивый мы лес пришли,
(обратить внимание на ёлочку в зале)
Вот в лесу и ёлочка стоит.
А под ёлочкой снег лежит.
Ребята, а покажите мне, какие снежинки лёгкие падают с неба.
Упражнение для рук:
«Снег, снег, снег, снежок - плавные движения рук сверху вниз
По дорожке стелется. – плавные движения рук вправо-влево внизу
Снег, снег, снег –снежок - плавные движения рук снизу вверх
Белая метелица. – плавные движения рук вправо-влево над головой
Снег, снег, снег – снежок, - плавные движения рук сверху вниз
Замело дорожки, - энергичные движения рук вправо-влево внизу
Снег, снег, снег снежок, - поднять поочерёдно руки ладошкой вверх
Тает на ладошке - подуть легко на ладошки.
Мы налепим снежков - имитируют лепку снежков
С ними поиграем.
И друг в друга снежки - «бросают снежки»
Весело бросаем.
Но тепло во дворе, - трут пальчиками мочки ушей
Не замёрзнут ушки.
Накатаем мы снег - «моталочка»
В белый ком большущий.» – разводят руки в стороны
Упражнение для развития слуха и голоса:
А из этого кома вылетают снежинки и поют песенку (вращательное движение рук)
Первая снежинка поёт песенку : «о-о-о-о-о» (рука отводится в сторону)
(Дети пропевают вместе с музыкальным руководителем)
Вторая снежинка поёт песенку : «а-а-а-а-а»
Следующая снежинка поёт песенку : «о-о-о-о-о»
Самая весёлая снежинка всегда улыбается : «и-и-и-и-и»,
А у этой снежинки голосок низкий : «у-у-у-у-у»
Ребята, смотрите, на снегу лист бумаги лежит, его еле заметно, как вы думаете, почему?
(потому что он белого цвета).
На что он по цвету похож?
(на снег).
Правильно, А давайте проверим, может ли он звучать как снег, снежок.
Возьмите со стола каждый себе по листу бумаги:
Постучим пальчиками по листу.
(дети выполняют задание)
Какой звук мы слышим?
(резкий, колючий)
А теперь легко поиграем листом.
Какой звук мы слышим?
(лёгкий, глухой).
А сейчас подуем на лист.
Слышим мы звук?
(лёгкий, тихий).
Похожи звуки листа на звук снега?
(да).
А сейчас мы с вами на листах бумаги попробуем сыграть музыкальную иллюстрацию композитора Григория Свиридова к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», называется она «Тройка».
Инструментальное творчество
(муз. Г. Свиридова «Тройка»)
(звук через мультимедиа)
Слайд 4
(изображение тройки лошадей)
М. Р. :
Композитор Свиридов передает образ запряженной в сани тройки лошадей, которая мчится по зимней дороге. Слышится топот копыт и звон бубенцов. Вдруг поднимается ветер и начинается метель. Образ тройки у Свиридова – это еще и образ русской души, чувственной и порывистой…
На чём же мы продолжим свой путь?
(на санках)
Музыкально-ритмические движения:
Пусть у нас девочки будут лошадками, а мальчики извозчиками.
(дети встали парами, взявшись за руки: девочка впереди, мальчик сзади)
Музыкальная композиция «Санки»
(в аранжировке муз. А. Филиппенко)
(На вступление девочки стучат ногой об пол (бьют копытцем) дети движутся по кругу в парах,
на второй куплет дети меняются ролями)
Игра на детских музыкальных инструментах:
М. Р. :
Ребята, раньше, в старину, чтобы далеко было слышно, как мчатся сани, запряжённые в тройку лошадей, и чтобы они не смогли сбить с дороги идущего путника, на снаряжение лошадей вешали колокольчики (бубенцы, которые при движении звонко звенели и своим звуком оповещали, что мчится тройка.
Давайте и мы с вами изобразим такие сани. Возьмите музыкальные инструменты, которые нам помогут.
(дети берут музыкальные инструменты)
Почему вы взяли палочки?
(звучание палочек похоже на стук копыт)
Какой у них звук?
(у палочек звук глухой)
Почему вы взяли бубенцы?
(они звучат как колокольчики)
Какой у них звук?
(у бубенцов звук звонкий, металлический).
Мы с вами помним, что вначале лошадь стучит копытом, а потом уже начинают двигаться сани с бубенцами.
А чтобы нам было весело в пути, будем петь весёлую песню «Санки»
Песня «Санки»
(муз. А. Филиппенко)
(пение песни с сопровождением игры на музыкальных инструментах)
М. Р. :
Вот мы, ребята, и приехали.
Сядем, отдохнём. Посмотрим и послушаем, как красива природа зимой.
Слайд 5
(Вивальди. Времена года. Зима. 1 часть)
М. Р. :
Ребята, вам знакомо это музыкальное произведение?
Ой, я забыла, как оно называется?
(Зима)
А кто написал это произведение?
(итальянский композитор Антонио Вивальди).
Как называется альбом, из которого это произведение?
(Времена года)
Напомните мне, какая зима изображена в данном произведении?
(Зима изображена суровой, ненастной, вьюжной. Слышен вой вьюги, короткие порывы ветра, которые метут снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей. Внезапно налетают порывы ветра, вьюга).
Сам Вивальди написал к этой музыке такие стихи:
«Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду»
Как вы можете охарактеризовать музыку данного произведения?
(Аккорды звенящие, колкие, недобрые. Музыка таинственная, пронзительная, тревожная, смятенная. Она мечется и жалуется. Настойчиво, взволнованно, яростно звучит музыка)
М. Р. :
Ребята, а зима бывает другого характера или она всегда такая?
Слайд 6
(Лес в солнечный день)
Пение:
М. Р:
Посмотрите, ребята, погода успокоилась, и мы можем продолжать путь.
О зиме написано много песен. И мы с вами знаем песню о зиме.
Как она называется?
(Зимушка хрустальная)
Правильно. Я напомню вам, что написал её для вас детский композитор Аркадий Филиппенко.
Петь мы будем песню весело, радостно, звонким, но протяжным звуком.
Песня «Зимушка хрустальная»
(муз. А. Филиппенко)
Танцевальная деятельность:
М. Р. :
Молодцы, вы хорошо передали радостный, весёлый характер песни.
«Чтобы было ещё веселее,
Встанем все плясать скорее.
По кругу парами вставайте,
Польку дружно начинайте»
«Парная полька»
(Карельская народная мелодия в обр. Т. Ломовой)
Слайд 7
(изображение снегопада)
Двигательное творчество:
М. Р. :
Ребята, снег пошёл.
Посмотрите, как легки снежинки в воздухе.
Давайте и мы с вами в движении, танце передадим образ лёгкой снежинки.
Игра «Зимушка – зима»»
(вторая часть игры отрывок произведения
П. И. Чайковского «Святки»)
Рефлексия:
М. Р. :
А теперь мы возьмём свою снежинку аккуратно в руки и подуем на неё, чтоб она полетела дальше. Только дыхание будем брать через нос и выдыхать воздух медленно до конца.
(дети дуют на ладошки)
Ребята, снежинка села нам на плечо. Давайте быстро сдуем её, чтоб она не растаяла.
(дети дуют отрывистым дыханием сначала в одну сторону, затем в другую).
Слайд 8
(изображение Снежной Королевы на фоне зимнего пейзажа)
Голос: (в кадре)
«За путешествие со мной спасибо вам, друзья.
Узнали, дети, вы меня?
Королевой Снежной все меня зовут!
Вьюги да метели от меня все ждут!
Из своих владений дальних,
Где моря покрыты льдами,
В гости к вам пришла сама –
Потому что я Зимушка-зима.
Посмотрите, сколько снега
Опустилось низко-низко,
Вам оставила подарки
Где-то очень близко-близко…»
М. Р. :
Ребята, кто нас пригласил к себе?
Так кто же такая таинственная Снежная Королева?
ДЕТИ:
Снежная Королева – это время года «Зима».
М. Р. :
Правильно, Зима.
Ребята, Зима сказала, что оставила подарки под снегом. А где у нас снег лежит?
(под ёлкой)
Посмотрите, под ёлочкой сугроб снега. Может быть, здесь подарок от зимы?
(корзинки со снежинками и капельками)
Если вам понравилось путешествие и вы хотите оставить его в своей памяти, возьмите себе в подарок от Зимы «снежинку».
А если вам не понравилось путешествие и вы не хотите об этом помнить, то возьмите себе в подарок «капельку».
(дети выбирают себе подарок).
А вы, когда придёте в группу, нарисуйте ту зиму, которая вам больше всего сегодня понравилась.
Пришло время нам возвращаться из сказочного зимнего леса.
Попрощаемся с зимой.
«До свидания» (до-ре-ми-фа-соль)
ДЕТИ:
«До свидания» (соль-фа-ми-ре-до)
Дети под музыку А. Вивальди «Зима» часть 2 выходят из зала.