Марина
НОД «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цели:
Образовательные: рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрёшке.
Учить детей различать разные техники росписи матрёшек.
Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки, упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.
Публикация «НОД „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Воспитательные: продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песни, потешки, прибаутки и т. п.).
Коррекционные: развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи, развивать память, внимание, логическое мышление.
Планируемые результаты: дети проявляют любознательность и интерес; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции.
Развивающая среда: выставка матрёшек - сергиево – посадских, полхов – майдановских, семёновских.
Силуэты матрёшек, вырезанные из белого листа бумаги, кисти, краски (гуашь или акварель, карандаши.
Организационный момент.
Занятие проходит в кабинете «Русская изба». Детей встречает педагог по фольклору – Сказительница русских народных сказок. Она приглашает детей, предлагает им отгадать загадку:
«Словно репка, она - крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … (матрёшк)».
Дети отгадывают загадку.
Сказительница хвалит детей и говорит о том, что сегодня всё наше занятие мы будем говорить об этой удивительной русской народной игрушке – самой любимой в народе, у детей.
Загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке, а всего одна игрушка.
Сказительница предлагает детям ответить на вопрос - (ТРИЗ):
- Что им нравится в матрёшке?
Ответы детей:
- Занимает мало места, может уместиться в руках, кармане, если куда – то идешь играть.
- Придёшь на день рождения с подарком, матрёшкой. Вдруг там много друзей? Вот всем по матрёшке и достанется.
- Матрёшка очень красивая и интересная игрушка – то всего одна, а то много!
Сказительница хвалит детей за интересные ответы, предлагает детям рассмотреть разнообразных матрёшек, подержать их в руках, поиграть с ними и составить описательный рассказ о своей матрёшке по плану:
- Что это?
- Какого цвета, размера, формы?
- Из какого материала сделана?
- Из скольких частей состоит?
- Как в неё можно играть?
Дидактическая игра «Сосчитай»: (от самой большой до самой маленькой и наоборот – согласование числительных с существительными, упражнение в порядковом счёте).
После выполнения задания, сказительница предлагает девочкам (на этом занятии - только подгруппа девочек) отдохнуть.
Динамическая пауза «Танец Матрёшек».
Девочки с платочками в руках становятся в колонну друг за другом. Руки сложены на груди (правая сверху).
I фигура:
Такты 1 – 8. Идут дробным шагом и образуют круг.
Такты 9 - 10. Отходят назад, расширяя круг, постепенно поднимая платочек вверх.
Такты 11 – 12. Сужают круг, опуская платочки. С окончанием музыки кланяются.
II фигура: исходное положение – руки на бёдрах.
Такты 13 – 16. Разводят руки в стороны, выставляя по – переменно, то правую, то левую ноги на каблук.
Такты 17 – 20. Кружатся вправо на дробном шаге.
Такты 21 – 24. Наклоняют голову вправо – влево, делая одно движение на такт.
Такты 25 – 28. Кружатся вправо дробным шагом.
III фигура:
Такты 29 – 34. Поворачиваются за ведущим в колонну, кладут левую руку на плечо впереди стоящего и уходят дробным шагом, помахивая платочком.
Сказительница рассказывает детям о том, что народные умельцы вырезают фигурки матрёшек из деревянного бруска. Фигурка разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка, и так до 10 – 12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъёмная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. (Весь рассказ педагог сопровождает показом и рассматриванием различных матрёшек). Педагог продолжает свой рассказ о том, что, кажется, матрёшка пришла к нам из легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чём – то напоминает яйцо.
Сказительница после своего рассказа предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюмов, почему костюм именно такой.
Художественное творчество детей.
Рисование сарафана для матрёшки и составление рассказа об игрушке.
Возможно, дети захотят использовать полученные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой росписи в костюмах их матрёшек, если бы матрёшки жили в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.