МААМ-картинки

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки» (1 фото)

Людмила Абрамова
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

Русская народная игрушка

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром

и рисованию

Экскурсия в музей «Русская народная игрушка»

Цель: формирование знаний о народном творчестве

Задачи

Образовательные:

Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию „Экскурсия в музей русской народной игрушки“» размещена в разделах

Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Учить детей различать разные техники росписи матрешек

Познакомить с историей богородского промысла

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Формировать представления о добре и зле

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

Развивающие

• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки

• Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских.

• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги

• Кисти

• Акварельные краски

• Карандаши

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, рисование элементов росписи, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

Дети заходят в группу под музыку. Останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы!

Ребенок 1: Веселая была глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки

Воспитатель: А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

(Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

А еще русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

Подвести детей к столу накрытым платком

Воспитатель: А что здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Ребенок 2: Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская….(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ребенок 3: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. И есть игры связанные с этими игрушками

Проводиться физминутка-игра «Матрешечка-Матрешка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :

Ах, матрешечка, матрешка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Ребенок: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Ну что, понравились вам игрушки? Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.

Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана.

Воспитатель: Подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор его будет его украшать. Может вы захотите использовать полученные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой росписи. На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Пофантазируйте, каким будет костюм матрешки если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.

После окончания работ детям предлагается рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой

Публикации по теме:

Метод проектов в ДОУ Хочу поделиться наработками проектной деятельности в нашем саду. Имея свидетельство тьютора программы модуля "Система педагогического проектирования.

Проект «Веселая матрешка»Проект «Веселая матрешка» я писала проект, но не успеваю его завершить. Проект "Веселая матрешка". МДОУ № 118 город: Участники проекта: воспитанники группы № 5 «Красная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 15:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова (УИ 25418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД