Людмила Абрамова
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная игрушка
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром
и рисованию
Экскурсия в музей «Русская народная игрушка»
Цель: формирование знаний о народном творчестве
Задачи
Образовательные:
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию „Экскурсия в музей русской народной игрушки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка
• Учить детей различать разные техники росписи матрешек
• Познакомить с историей богородского промысла
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве
• Формировать представления о добре и зле
• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
Развивающие
• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки
• Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
• Закреплять знания детей о дымковских игрушках
Материалы для занятия
• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских.
• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги
• Кисти
• Акварельные краски
• Карандаши
Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, рисование элементов росписи, разучивание подвижных игр.
Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.
Ход занятия
Дети заходят в группу под музыку. Останавливаются около выставки игрушек.
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.
Дети рассматривают игрушки
Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки
Вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы!
Ребенок 1: Веселая была глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.
Дети рассматривают дымковские игрушки
Воспитатель: А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
(Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)
А еще русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
Подвести детей к столу накрытым платком
Воспитатель: А что здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?
Ребенок 2: Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрешка)
Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.
Ребенок 3: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. И есть игры связанные с этими игрушками
Проводиться физминутка-игра «Матрешечка-Матрешка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножно?
Нарядитесь, тогда матрешкой.
Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :
Ах, матрешечка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь
После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.
Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Ребенок: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.
Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Ну что, понравились вам игрушки? Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.
Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана.
Воспитатель: Подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор его будет его украшать. Может вы захотите использовать полученные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой росписи. На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Пофантазируйте, каким будет костюм матрешки если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.
После окончания работ детям предлагается рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой