МААМ-картинки

Интегрированная НОД по воспитанию духовно-нравственной культуры «Спешите делать добро»

Тамара Степаненко
Интегрированная НОД по воспитанию духовно-нравственной культуры «Спешите делать добро»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры дошкольника.

Комплекс воспитательных задач :

- познакомить детей с общечеловеческими ценностями;

- вызвать у дошкольников интерес к смысловому значению речевого этикета;

- формировать навыки вежливого обращения друг с другом.

Комплекс образовательных задач:

- расширить представление детей о нравственных нормах поведения;

- обогатить словарь и правильное его словоупотребление;

- развивать интеллектуальный потенциал дошкольника.

Оборудование:

- плакаты с пословицами по теме;

Публикация «Интегрированная НОД по воспитанию духовно-нравственной культуры „Спешите делать добро“» размещена в разделах

- две шкатулки: одна наполнена украшениями, другая - пустая;

- нарисованное на листе ватмана большое солнце, на лучах которого

прикреплены маленькое солнышко.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы: «Сокровища пирата» М. А. Андрианов;

«Волшебное слово» В. Осеевой;

- беседа «Добро творить – жизнь крепить»;

- круглый стол «О доброте и отзывчивости»;

- заучивание стихов, пословиц по теме;

- беседа-минутка о нравственности «Наша жизнь – борьба добра и зла»;

- заучивание девиза «Добро активным быть должно»;

- конкурс рисунков на тему: «Добрые дела»;

- акция «Поможем малышам».

Воспитатель :

Дети, сегодня мы поговорим о доброте. Мы с вами живём в обществе, все мы разные. Есть люди добрые, есть злые, а есть люди просто равнодушные. Они не откликнутся на добро, но и не помешают злу.

Чтобы больше узнать о доброте, мы отправимся с вами в небольшое путешествие. И первая наша остановка так и называется «Доброта».

Первая станция «Доброта»

Дети читают стихи:

1. Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле людей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

2. Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Воспитатель :

Ребята, давайте вместе подумаем и продолжим фразы: «Доброта – это…», «Добрый человек – это такой человек, который…»?

(Ответы детей.)

Вывод: доброта – вещь удивительная, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Ведь именно доброта, милосердие, радость по отношению к другим создают основу человеческого счастья.

Люди много сочиняли о доброте пословиц, поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.

1. Худо тому, кто добра не творит никому.

2. Доброе дело питает и душу, и тело.

3. Добрая слава летит, а худая бежит.

4. Доброго чтут, а злого жалуют.

5. Злой не верит, что есть добрый.

6. Доброе слово лечит, а злое калечит.

7. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Вывод: доброта нигде не теряет своего достоинства.

Ребята, в наше время всё чаще доброта и человечность уходят от нас, вернее, мы уходим от них. Одни почему-то стесняются доброты, другие считают её даже ненужной. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И порой всем нам не хватает дружеской поддержки, просто тёплого слова, доброго, искреннего совета.

Дети читают стихи:

1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!

2. Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовек не сделает зла.

Воспитатедь :

Ребята, а сейчас предлагаю вам совершить добрые поступки и разыграть следующие ситуации:

1. Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. (Разними их).

2. Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашего класса.

(Попроси её).

3. Ты очень обидел своего друга.

Попробуй помириться с ним.

4. Ты нашёл на улице слабого, замёршего котёнка – пожалей его.

Проводится анализ разыгранных ситуаций.

Воспитатель :

А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат». У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?

(Ответы детей.)

А в другой шкатулке – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?

(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)

Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно почувствовать.

Воспитатель :

Ребята, как вы думаете, кого можно считать добрым, а кого злым?

В толковом русском словаре написано, что доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Вы согласны с этим определением или хотите что-либо добавить?

(Ответы детей).

Вывод: для доброго человека нет чужого горя, посторонней беды.

С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.

Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Дети исполняют песню «Доброта». Музыка Б. Савельева.

Слова М. Пляцковского.

Воспитатель :

Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.

(Ответы детей).

Послушайте историю о добром докторе.

Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.

Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор : «Спешите делать добро».

Вывод: добрые умирают, а дела их живут.

Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет:

Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее, искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.

Вторая станция «Вежливость»

Воспитатель :

Дети, каждый день мы мног раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.

День был серый, непогожий

Над землёй густела тень.

«Добрый день - сказал прохожий.

Я ответил: «Добрый день

После этого мгновенья до конца большого дня

Почему-то настроенье было добрым у меня.

Стихи «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону.

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то!»

Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста!»

Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

Воспитатель :

Вежливый человек всегда умеет выслушать собеседника, говорит спокойно, не кричит. А ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и как говорим, с какой интонацией. Если мы одно и то же слово скажем с разной интонацией, то тем самым по-разному выразим своё отношение к тому, о чём говорим. Давайте приведё м примеры:

1. Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?»

Ответ сына по-разному:

- спокойным, утвердительным тоном;

- недовольным голосом.

2. «А уроки выучил?» (ответы детей с разной интонацией)

А теперь поиграем с вами в игру «Здравствуй по-разному»

Попробуйте очень доброе и ласковое слово «Здравствуй» произносить по-разному:

- чётко, ясно, ласково, приветливо;

- приветливо, но очень быстро;

- приветливо, но растягивая слова, замедленно;

- голосом страшного великана;

- плачущим, рыдающим голосом;

- так, как будто хотите сказать: «Ага, попался!»;

- с сильным удивлением;

- как будто задаёте вопрос.

Проводится анализ игры.

Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберё м некоторые ситуации:

1. Если кто-то ест, что ему говорят?

- «приятного аппетита!»;

- «хлеб да соль!»;

- «чай да сахар».

2. Если кто-то куда-то уезжает.

- «доброго пути;

- «до скорой встречи!»;

- «храни тебя бог!»;

- «благослови тебя в пути!».

3. Ели кто-то занят работой.

- «труд на пользу!»;

- «бог в помощь!».

4. Если кто-то болеет.

- «скорейшего выздоровления!»;

- «поправляйся!»;

- «не падай духом.

5. Если кто-то ложиться спать.

- «доброй ночи;

- «приятных сновидений!»;

- «спокойной ночи!».

Воспитатель :

Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым.

(Ответы детей)

Понятное дело, что младший со старшим, ребёнок с воспитателем, мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в детский сад, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.

Кто не стучит, коль войти хочет?

Лишь злодей во мраке ночи.

Входишь в дом – долой шапку

Только гриб не снимает шляпку.

Кто не встал, гостей не встретил?

Прадед Сергий на портрете.

Кто не здоровается, молчит?

Только тюльпан, что в вазе стоит.

Воспитатель :

Настоящая вежливость не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели должна быть одинаково опрятной и красивой. Чтобы отправиться на следующую станцию хочу сказать вам слова великого писателя Мигеля Сервантеса: «Ничто не обходиться нам так дёшево и не цениться так дорого, как вежливость»

Третья станция «Волшебные слова»

Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников. А добрые волшебники, между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнились, как только стал вежливым и произнёс волшебное слово «Пожалуйста». А какие «волшебные слова» можете назвать вы?

Дети отвечают: здравствуйте, разрешите, извините, спасибо, будьте добры, позвольте, будьте любезны, благодарю вас, простите.

С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.

Дети читают стихи.

Простите. В. Юсупов.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашё лся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите», - сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»

«Простите!». Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Ссора. А. Кузнецова.

Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай и скажу: «Играть давай!».

Воспитатель :

Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому, кто рядом с нами, всему живому окружающему миру. Только доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость, а значит, продлит им жизнь.

Подведение итога.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.Духовно-нравственное и патриотическое воспитание. .

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД по воспитанию духовно-нравственной культуры «Спешите делать добро»
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 19:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная НОД по воспитанию духовно-нравственной культуры «Спешите делать добро»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Степаненко (УИ 94562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД