Конспект НОД в старшей группе «Семеновская матрешка»

Татьяна Субботина
Конспект НОД в старшей группе «Семеновская матрешка»

Задачи:

Обучающие - Познакомить с семеновской матрешкой. Закрепить знания детей об изделиях русских народных мастеров, их характерных особенностях. Упражнять в технике рисования концом кисти, всем ворсом.

Развивающая - Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах.

Воспитательная - Воспитывать интерес к народному творчеству.

Предметно-пространственная развивающая среда: изделия народных мастеров, детей, материал к рисованию, атрибуты к созданию пространственной среды, проектор, диски с записью народных мелодий, магнитофон.

Предварительная работа: беседы об истории России, рассматривание изделий прикладного искусства

Ход занятий.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в музей народно декоративно-прикладного искусства. Скажите, а что такое музей? (ответы детей).

-Желаете сходить в музей?

Дети подходят к воротам, на них висит замок, рядом конверт.

-Ой, а на воротах висит замок, и конверт здесь. Интересно, а что внутри конверта. Давайте посмотрим.

Дорогие ребята!

В нашем музее закончились краски, и нам пришлось его закрыть на волшебный замок. Но вы можете его открыть, выполнив задание. Нужно собрать краски и разложить на разные палитры. На одну палитру краски холодного цвета, на другую – теплого цвета. Когда соберете все краски, произнесите волшебные слова

Футы, нуты, лапти гнуты.

Замочек не робей,

Открывайся поскорей.

и замок откроется.

Желаем удачи.

Народные мастера.

- Ребята, мы же очень хотим посетить музей, давайте выполним задание. Согласны?

Ребята собирают краски и раскладывают на палитры. Произносят волшебные слова, звучит музыка, открывается замок и заходят в музей.

- Посмотрите, сколько много народных изделий в музее. Давайте вспомним какие виды росписи мы знаем. Я вам загадаю загадку, а вы ее отгадаете. Но скажу по секрету для вас есть подсказка на экране.

Загадка: 1Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня.

(Дымка)

- Покажите, ребята, где здесь в музее есть дымковские игрушки.

- Какие элементы росписи вы видите на игрушках? (полоски, точки, кружочки)

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют хохломой!

(Хохлома)

- Какие цвета присутствуют в росписи?

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы ввысь летят.

И точки черно – белые

На солнышке блестят. (Городец)

- Какие элементы росписи вы знаете (розана, ромашка, купава)

Снежно – белая посуда,

Расскажи – ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

-Какие цвета присутствуют в росписи? (синие, голубые, фиолетовые; холодные)

- А теперь отгадайте загадку про одну игрушку (матрешка).

Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Посмотрите, кто это?

- И сегодня я вам расскажу о матрешке. Около 100 лет назад появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Этих кукол назвали Матренами, а ласково – матрешками.

Словно репка она круглобока,

И под желтым платочком на нас,

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок глаз.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева и расписывать.

Сегодня мы с вами познакомимся с семеновской матрешкой. Повторите, ребята, как называется матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Разбирать, собирать). Матрешка из села Семенова Нижегородской области – настоящая красавица! Семеновская матрешка отличается от других ярким румянцем на щеках, ротиком-бантиком, цветами на переднике. Это центр композиции. Глаза и волосы черного цвета, косынка разузорена спиральками, выполнены концом кисти. По бокам рисуют ручки в складчатых рукавах. Букет размещается на белом фартуке. Самые яркие краски берут мастера для росписи. Назовите, какие цвета используют мастера?

Ребята, посмотрите на других столах много глиняных игрушек, посуды с хохломской росписью, а здесь матрешка одна. Давайте мы ей распишем подружек!

Но прежде чем отправится в мастерскую, представим, что мы с вами матрешки.

Физкультминутка.

Вот матрешечка проснулась,

Сладко к солнцу потянулась,

Воду в руки набрала,

Поплескалась, расцвела,

Ветру низко поклонилась,

На качелях покачалась.

- Ну, а теперь нам пора в мастерскую.

Роспись силуэтов матрешек.

- Но сначала давайте повторим как называется матрешка, к/р родилась в селе Семенове? (Семеновская) Из какого материала она сделана? (Из дерева) В какую одежду он одета? (Цветастый фартук, платок и т. п.) Как мы будем украшать платок (спиральками – концом кисти, цветок (всем ворсом кисти? Приступаем к работе.

Наши пальцы – мастера,

За работу нам пора.

Пока дети работают, звучит народная мелодия.

Анализ работы.

А теперь давайте наших красавиц поместим в красивый хоровод возле матрешки, которая ждет нас в музее.

Это всем давным-давно признать пора…

Всюду русские в почете мастера…

Наш веселый, удивительный народ

Для людей веками сказку создает.

Теперь нашей матрешке будет нескучно, потому что ее окружают такие красивые подружки.

Звучит народная мелодия. Обсуждение работ.

Публикации по теме:

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Семеновская матрешка»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 07:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Аппликация «Стаканчик попкорна»
Цель : способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности объемной аппликации. Задачи : • Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие...
Фотоотчет «Наши зимние прогулки»
Прогулки в нашем садике прекрасны в любое время года! Весной это наблюдение за просыпающейся природой, летом - солнце, чистый воздух, буйство красок зелени и...
Пособие для развития дыхания «Пингвины на льдине» ко Дню открытия Антарктиды на МAAM
Добрый день, уважаемые коллеги! Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из главных задач работы в детском саду. Правильная речь детей...